Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года сказано: «С повестки дня не сходит вопрос системной борьбы с коррупцией. Необходимо восстановить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности. Следует законодательно и нормативно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление».
Предпринимаемые независимым Казахстаном шаги по вхождению в 30-ку самых развитых стран мира обязывают страну применять на практике международные стандарты, принятые в вопросах противодействия коррупции.
В последние годы был подготовлен и защищен ряд диссертаций, посвященных уголовно-правовым и криминологическим проблемам коррупции. Имеются работы по отдельным аспектам международного сотрудничества в борьбе с этим преступлением. При этом, как правило, речь идет о характеристике и перечне коррупционных действий.
Отдельные авторы изучают коррупцию с точки зрения сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью. Однако, практически не исследуется имплементация международных норм о борьбе с коррупцией в отечественное законодательство.
Отдельно хотелось бы выделить работу Самалдыкова М.К. «Правовые основы противодействия коррупции: курс лекций», где рассматриваются действующие механизмы антикоррупционной политики РК, даётся оценка и комментарий некоторым положениям законодательства, глубокому изучению подвергаются действительно важные вопросы осуществления антикоррупционных мер в Казахстане, а также предлагается широкий спектр рекомендаций.
В настоящее время не создана комплексная теория имплементации антикоррупционных норм международного права в Казахстанское законодательство.
Отсутствие такой теории, на наш взгляд, крайне негативно сказывается как на качестве национального антикоррупционного законодательства, так и на эффективность взаимодействия органов правопорядка с иностранными государственными органами.
Цель работы состоит в изучении моделей противодействия коррупции в практике Казахстана.
1. Общая характеристика противодействия коррупции в практике Казахстана
В настоящее время борьба с коррупцией в большинстве стран мира является приоритетной государственной задачей и предметом рассмотрения многими международными организациями. Данная проблема приобрела значение мировой проблемы, не случайно в 1999 году была принята Советом Европы соответствующая Конвенция, а Организацией объединенных наций 31.10.2003г. приняла Конвенцию (ратифицированная Казахстаном в мае 2008 г) по борьбе с коррупцией.
Являясь социальным злом, коррупция существует в странах мира независимо от их политического устройства, степени экономического развития, проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. В результате коррупционных деяний искажаются экономико-социальные усилия государства, направленные на повышения благосостояния населения, расхищаются государственные средства, происходит расслоение общества на бедных и богатых, поскольку одна группа людей обогащается за счет других, используя свои возможности, данные им государством по роду службы .
В комплексе мер проводимой Казахстаном в настоящее время правовой политики важное место занимает решение вопросов совершенствования мер борьбы с коррупцией, признаваемой приоритетным направлением всей работы государственного аппарата. О чем свидетельствуют осуществляемые конкретные правовые, социальные, экономические, идеологические, культурные, морально-этические, организационно-технические и иные меры, направленные на противодействие коррупции в республике.
Суть коррупции заключается в том, что она извращает, уродует общественные отношения, ломает обычный распорядок в обществе, в следствии чего совершается коррекция государственной власти. Коррупция содействует использованию власти и тех полномочий, которыми наделено властное лицо не в интересах всего общества, а для пользы и выгоды некоторых граждан или определенных групп. Происходит незаконная эксплуатация государственной публичной власти в интересах отдельных личностей.
Очередная институциональная реорганизация, приведшая к преобразованию в 2019 году Национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционную службу) Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционную службу) как государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, привнесла некоторые положительные изменения с точки зрения критики, высказанной в отношении специализированного антикоррупционного органа в ходе Третьего раунда мониторинга в рамках СПД.
В задачи Агентства, согласно пункту 15 Положения об Агентстве, входит разработка и реализация государственной политики в сферах государственной службы, оценки качества оказания государственных услуг, за исключением государственных услуг, оказываемых в электронной форме, и государственного контроля за качеством оказания государственных услуг; а также координация деятельности государственных органов, организаций в вопросах соблюдения законодательства о государственной службе и о государственных услугах.
Тем не менее, это привело к разночтению между Положением об Агентстве и Законом «О противодействии коррупции»: согласно последнему Агентство не имеет полномочий в области разработки антикоррупционной политики. РК следует внести необходимые изменения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ешниязова Д.Б., Таргинова К.А., Телибеков Б.А. Коррупция. - Актюбинск, 2015. 429 с.
2. Рахметов С.М. Канатов А.К. Участие гражданского общества в противодействии коррупции // Вестник Института законодательства и правовой информации республики Казахстан. 2015. С.79-88.
3. Самалдыков М.К. Правовые основы противодействия коррупции: курс лекций // Алматы, Казак