Фрагмент для ознакомления
2
Конспект «Знакомство с геометрией».
Возраст: 5-6 лет
Тема: «Точка. Линия».
Цель: формировать представления детей о понятиях «точка», «линия», «прямая»;
Продолжать развивать наблюдательность, произвольное внимание;
Формировать познавательный интерес у детей.
Активизация словаря: геометрия, вертикальная линия.
Материалы:
Прописи» Раз – ступенька, два – ступенька…», тетради в клетку, линейки, карандаши. Совенок и Сова – игрушки. Табуретка, стул, картина с изображением подъемного крана.
Ход ООД:
Дети, сегодня я рассказу вам сказку про маленького Совенка. Однажды он услышал незнакомое слово ГЕОМЕТРИЯ. Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме – Мудрой Сове. Мама Сова взяла лист бумаги и карандаш и нарисовала там вот это ●. «Это точка», - сказала она. «Точка», - повторил за ней Совенок. Дети, как вы думаете, на что похожи точки у вас в прописи? (на салют, на конфетти, на горошек, на зернышки). Обведите их пожалуйста цветными карандашами.
Посмотрите пожалуйста на линию, которую нарисовал мой карандаш. Какая она? (Кривая). На этой линии можно отметить в любом месте точки. Нарисуйте такую же линию и поставьте разноцветные точки (Отмечаю правильность выполнения задания). А теперь поиграем: вы будете «точками», вставайте в кружок. В центре «резинка» (воспитатель). Дети движутся по кругу:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли точки погулять.
Вдруг резинка выбегает
И одну из них стирает.
(«Резинка» старается «осалить» одну из «точек»)
Что тут делать? Как тут быть?
Надо думать и чертить.
(На место исчезнувшей «Точки» встает новая)
Дети садятся на места.
А теперь слушайте сказку про Совенка дальше. Потом мама Сова нарисовала две точки и соединила их вместе ● ●. «Смотрите внимательно. Совенок, это линия. Попробуй нарисовать и ты такую прямую линию, вот тебе линейка». Совенок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия, и даже быстро сочинил песенку про прямую линию: «Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!».
Дети, вы тоже возьмите простой карандаш и линейку и нарисуйте прямую линию у себя в тетрадях. (Во время выполнения задания обращать внимание на аккуратность ). Так же как у мамы Совы на прямой у вас должно быть 2 точки. А теперь попробуйте продолжить эту прямую линию вправо от правой точки и влево от левой точки насколько это возможно. (Дети должны заметить, что линия выходит за рамки листа, наконец за рамки комнаты). Предлагаю мысленно проследить, где же конец у прямой линии. Приходим к выводу:
Без конца, без края –
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
Что же было дальше с Совенком? «Теперь я знаю, что такое геометрия. Она рисует прямые линии». Мудрая Сова засмеялась: «Не торопись, Совенок. Геометрия изучает не только линии, посмотри: табуретка стоит слева от стула, а стул – справа от табуретки. А вот стоят мальчик и девочка. Скажи: кто из них стоит слева. А кто справа?»
Дети, помогите Совенку (Вызываю 2-3 детей).
А здесь две точки расположены по разные стороны от прямой, какая справа?(Дети снова помогают).
«Знаю, знаю!» - закричал Совенок. – «геометрия изучает, кто стоит справа, а кто слева».
Мудрая Сова покачала головой и продолжила свой рассказ: «Геометрия может еще очень многое. Например, помогает строить дома. Строителям помогает подъемный кран. (Показ картинки с изображением подъемного крана). Он поднимает с земли большие плиты – перекрытия. Под тяжестью груза стальной трос туго натянулся. Вот тебе еще прямая линия. Она протянулась сверху вниз. Такую линию называют вертикальной. (Дети повторяют). Совенок все понял и запел новую песенку:
Вот веревочка моя!
Привязал к ней камень я.
И веревка моментально
Натянулась вертикально!
Конспект занятия «Раскрась фигуры»
Возраст:6-7 лет.
Цель развить зрительное и слуховое восприятие,
произвольное внимание, память, логическое и пространственное мышление.
Активизация словаря: круг, треугольник, прямоугольник, круг, трапеция.
Материалы:
Листы с картинками, линейки, карандаши, фломастеры, кукла Маша
Ход ООД:
Воспитатель: «Дети, сегодня у нас в гостях кукла Маша, она принесла для Вас интересное задание. Сейчас мы с Машей выдадим Вам разные листики, на них нарисованы разные геометрические фигуры, у каждого будет свое задание, нужно будет красиво раскрасить свой лист в соответствии с заданием от Маши.
После выполнения первого задания, Вам выдам вторые листики с другими заданиями по раскрашиванию».
Воспитатель выдает каждому ребенку листик с раскраской и объясняет задание.
Задание №1
Раскрась фигуры так, чтобы круг лежал на квадрате.
Задание №2
Раскрась фигуры так, чтобы треугольник лежал на трапеции.
Задание №3
Раскрась фигуры так, чтобы овал лежал на ромбе.
Задание №4
Раскрась фигуры так, чтобы пятиугольник лежал на прямоугольнике.
Задание №5
Найди продолжение каждой цепочки. Соедини начало и конец цепочки. Раскрась их. Из каких фигур они состоят?
Задание №6
Нарисуй в пустых клетках фигуры, на которые похожи эти предметы. Назови фигуры.
Задание №7
Соедини предметы линиями с похожими на них геометрическими телами.
Задание №8
Обведи прямые линии красным цветом, кривые – синим, ломаные – зелёным.
Задание №9
Выполни штриховку круга вертикальными линиями, квадрата – горизонтальными, треугольника – наклонными.
Задание №10
Здесь нарисованы разные линии, и среди них — ломаные. Найди и сосчитай ломаные линии. Сосчитай их звенья. Посмотри, что нарисовал художник на концах ломаных линий. Нарисуй на противоположных их концах такие же предметы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г
2. Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
3. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
4. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
5. Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
6. Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).
7. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.
8. Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000.