Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр.
Существенное развитие наук, особенно в области общества, стало набирать обороты в XIX веке. Практически все науки, связанные с обществом, становятся в этот период практичными, прагматичными, аргументированными, в том числе, при помощи философских воззрений. Развивается техника. Итоги научно-технического прогресса говорят о важной роли техники на сегодняшний день. Техника оказывает влияние на образование, политику и искусство. В XIX-XX веках философы анализируют в социальной философии проблемы научно-технического прогресса. В Германии в конце XIX формируется философия техники как независимая область исследований. Развитие свое направление получает в 60-70 гг. прошлого столетия. Техника рассматривается экзистенциалистами, социальными антропологами и пр.
На протяжении XX века технику либо прославляли, либо презирали. Уже нет того «прометеевского восторга» перед техническим развитием, но изобретательский дух до сих пор развивается. Техника дает человеку новый мир, новые возможности. Например, для сравнения – каковы возможности изучить английский язык при помощи книг-самоучителей или при помощи компьютерных дисков…. Современный человек уже не мыслит себя без компьютера.
Целью данной работы является рассмотрение истории развития техники.
Задачи:
- описать роль техники в жизни социума;
- рассмотреть промышленную, техническую и научную революции.
1 Техника и ее роль в жизни социума
В чем же сущность и предназначение техники? Философия техники анализирует взаимоотношения техники, социума и природы. Научно-технический прогресс можно рассматривать с двух сторон: с негативной и позитивной. Но очевидны и границы технического и экономического роста. Ресурсы ограничены, значит, и научно-технический прогресс имеет свои границы. Инструментально-антропологическим можно назвать подход к пониманию техники у М. Хайдеггера. Техника – это средство практической человеческой деятельности, метод явления истины.
М. Хайдеггер предполагает, что техника возникла как проявление любознательности человека [9, с. 221]. Техника, таким образом, является поиском истины. Но постепенно техника становится спиной к природе. И это также угрожает и самому человеку и обществу. Поэтому важно изменить технологическое мировоззрение. Технические возможности приводят к дегуманизации общества. Теперь акцент ставится на средствах, а не на целях.
Техника прошлого столетия изучается самыми разными дисциплинами – как техническими, естественными, так и общественными, общими, частными. Количество специальных технических наук увеличивается в современность с высокой скоростью, так как разные аспекты отраслей техники становятся предметом исследования.
Специализация в технике инициирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Но все эти дисциплины – частные и общие сосредотачивают свое внимание на конкретных аспектах техники. Техника – это не только предмет исследования технических дисциплин. Большинство естественных наук в связи с усилением их влияния на природу вынуждены анализировать технику. Современные естественнонаучные эксперименты проводятся только при помощи устройств техники.
Современное общество, науки обращаются к технике. Историческая эволюция техники – это предмет изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Итак, философия техники анализирует феномен техники в целом. Философия техники анализирует имманентное развитие и место в развитии общества в целом. Философия техники принимает во внимание широкую перспективу истории. Но что представляет собой техника? Каждый человек при ответе на этот вопрос скажет о технических устройствах и орудиях повседневной жизни. Но это только предметы. Техника в широком понимании означает любую деятельность, которая нуждается в правилах. Это целенаправленная деятельность, в которой результат достигается благодаря указаниям в предшествующем рассуждении руководящего средства.
Знания техники находят воплощение не только в технической деятельности и различных технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках.
Эти процессы в конце XIX века понимал Франц Рело (инженер, Германия), который выступил в 1884 году в Вене с лекцией «Техника и культура». Приобщение к технической цивилизации – это воспитание, обучение, передача технических знаний [8, с 59].
Также техника имеет отношение и к области культуры материальной. Имеется в виду обстановка общественной и домашней жизни, способы общения, защиты, нападения. Приспособления техники усилили наш слух, зрение, силу и ловкость. Благодаря технике сокращается расстояние и время. Но материальная культура связана с духовной культурой. Например, археологи стремятся по станкам культуры материальной стремятся восстановить культуру древних народов. Значит, философия техники – это часть археологии знаний техники, если мы говорим про обращенность в прошлое. И философия техники является методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
2 Промышленная и техническая революции
Процесс, начавшийся в конце I тысячелетия нашей эры и продолжавшийся до XVI века, некоторые историки называют «промышленной революцией». В Италии техническое возрождение началось в результате коллективного стремления к защите и самосохранению в борьбе против вторжений венгров и сарацинов. Внутри стен городов появились средневековые ремесленники, искусные и деятельные, для которых жизнь слилась с трудом, а труд приобрёл благородную окраску, неизвестную античности. Уже в Х веке стали подковывать тягловый скот, что позволило использовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрос обработки каменистых почв; в результате оживилось земледелие.
Водяные и ветряные мельницы, которые уже в первоначальном виде в XI и XII веках обладали мощностью в 40-60 лошадиных сил, до конца XVIII века определяли характер технических сооружений. Этот новый источник энергии в первой половине XIII века дал мощный толчок развитию металлургии. В старинных печах воздух нагнетался мехами, которые приводились в движение силой человека, что не позволяло достичь высокой температуры плавления железа (выше 1500°C).
В XIII веке мехи стали приводить в движение водой; это позволило получить высокие температуры, при которых можно было выплавлять чугун, помещая в печах чередующимися слоями древесный уголь и железную руду [4, с. 50].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баландин Р. К., Кто есть кто в мире науки и техники. — Москва : Вече, [2012]. — 384 c.
2) Горохов В. Г., Технонаука как категория истории естествознания. — Москва : ИИнтелл, 2018. — 245 с
3) Егоров Ю., Пять веков без Леонардо // Техника-молодежи. — 2019. — № 7/8. — С. 26-31
4) Желтова-Эберле Е., Человек летающий: история понимания // Знание-сила. — 2019. — № 8. — С. 48-59
5) Наука и жизнь в начале XX века // Наука и жизнь. — 2019. — № 9. — С. 19
6) Пестриков, Виктор Михайлович. Эволюция безламповых устройств беспроводной передачи информации в первой половине XX века / В. М. Пестриков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - Санкт-Петербург : СПбГУСЭ, 2010.
7) Техническая эволюция // Гражданская защита. — 2019. — № 6. — С. 18-19
8) Ушаков И. А., От счетных машин до ЭВМ : как люди научили машины «думать». История науки сквозь призму озарений Кн. 6, 2010. — 172, [1] с.
9) Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие :статьи и выступления. М., 1993. С. 221–238.
10) Шевченко М., Чертежи Леонардо // Творчество народов мира. — 2019. — № 6. — С. 67-70