Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Работа, непосредственно связанная с небом, всегда требовала большого интеллектуально труда и эмоционального напряжения.
Пилот гражданской авиации, бортпроводник, бортинженер, авиадиспетчер, профессии по обслуживанию пассажиров, работники, обеспечивающие безопасность и правопорядок, профессии в аэропорту, связанные с обслуживанием самолетов и других механизмов – это все авиаспециалисты.
Авиадиспетчер (оператор) работает в специально оборудованном помещении аэропорта. Он на мониторе отслеживает место пребывания самолетов, вошедших в зону его ответственности, поддерживает связь с экипажем, дает ему необходимую информацию и советы в трудной ситуации. Эта работа очень тяжелая и ответственная, даже небольшая ошибка грозит катастрофой.
Практика работы авиадиспетчеров (операторов) показывает, что в процессе управления воздушным движением они могут допускать различные ошибки, которым способствует информационная перегрузка, дефицит времени, помехи, снижение перспективных и интеллектуальных функций, утомление, монотонность работы оператора. Эти ошибки непосредственно связаны с психологией авиадиспетчера, его связи с коллегами по смене, структурой его личности, особенностями психических процессов человека.[5]
Цель данной работы: рассмотреть основные механизмы умственной деятельности и физиологическую характеристику различных видом умственного труда авиаспециалистов.
Задачи: установить, какое влияние оказывает монотонность труда на работоспособность оператора.
1. Основные формы трудовой деятельности авиаспециалистов
Труд подразделяется на физический и умственный. В настоящее время физический труд на производстве не играет существенной роли, однако общепризнанной признается физическая классификация трудовой деятельности, согласно которой труд подразделяется на:
• требующие значительной мышечной активности;
• групповые формы труда (конвейер);
• механизированные формы труда;
• формы интеллектуального труда;
Рассмотрим такую форму труда, как интеллектуальную, которая в большей степени относится к нашему вопросу.
Интеллектуальная (умственная) форма труда. Этот труд представлен как профессиями относящимися к сфере материального производства так и вне его. Характеризуется необходимостью переработки большого объема информации, мобилизации памяти и внимания, частой стрессовой ситуации. Энергозатраты небольшие менее 150 Ккал. Для данной ФТ характерна гипокинезия - значительное снижение двигательной активности человека приводящей к снижению двигательной активности и повышению эмоционального напряжения, что приводит к сердечной патологии у лиц умственного труда. Формы умственного труда подразделяются на:
• операторский;
• управленческий;
• творческий;
• мед. работников и преподавателей;
• учащихся и студентов. [ 6]
Профессиональная деятельность авиадиспетчера является высокоинтеллектуальной, тем самым предъявляет высокие требования к объему кратковременной и долговременной памяти, скорости образования навыков, продуктивности, логичности и критичности мышления, способности предвидения событий в условиях неопределенности. При получении информации с технических средств, авиадиспетчеру необходимо ее обработать, суметь представить и спрогнозировать изменение пространственного положения воздушных судов, своевременно проинформировать членов экипажа в момент опасных изменений в воздушном движении. [4.17 ]
Отсутствие определенных правил и норм поведения в критических ситуациях, в свою очередь, осложняет работу диспетчера, что ведет к эмоциональным перегрузкам и многократно снижает надежность диспетчера.
При умственном труде мозг человека – это не только регулирующий, но и работающий орган, и интеллектуальные перегрузки, конечно, влияют на состояние центральной нервной системы.
К критериям профессиональной компетенции авиадиспетчеров относятся обеспечение безопасного воздушного движения и оптимизация процессов при управлении воздушным движением.
Одной из обязательных для авиадиспетчеров способностью является большой объем кратковременной и долговременной памяти, которая представляет собой психический процесс, складывающийся из процессов запоминания , сохранения, узнавания, воспроизведения.[4.19]
2. Физиологическая характеристика различных видов умственного труда авиаспециалистов.
Рассмотрим физиологические характеристики различных видов умственного труда авиаспециалистом.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.
В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:
- формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих
формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;
- формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций. [6]
Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4…125, при легкой физической работе - 408…583, при тяжелой физической работе - 583…875 Вт.
При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15-..20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных машин - на 60…100 %.(Физиология человека А.А. Семенович
Высокий уровень интеллектуальных способностей является необходимым условием для освоения любой авиационной специальностью. Самые важные интеллектуальные способности это: гибкость мышления, его критичность, уровень развития пространственных представлений, способность к системному анализу, способность к прогнозированию. Авиадиспетчерам приходиться решать нестандартные ситуации и вырабатывать алгоритм.
Гибкость мышления.
Обычно гибкостью мышления называют способность человека переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько вещей одновременно, использовать творческий подход при решении тех или иных задач, а также смену алгоритма на принципиально иной, смену шаблона анализа и синтеза. То есть, гибкость мышления – это умение человека приспосабливаться, подстраиваться, адаптироваться, выкручиваться, используя для этого свои творческие способности, умение выходить за рамки шаблонов мышления и поведения, умение мыслить нестандартно.
Критичность мышления.
Можно определить, как способность ясно и рационально мыслить и понимать логическую связь между различными концептами и идеями. По сути, это способность развивать независимое и рефлексивное мышление.
Уровень развития пространственных представлений - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Аналитические способности – это способность думать, рассуждать, анализировать ситуацию в принципе, способность разложить ситуацию на составляющие и взглянуть с разных точек зрения.
Процесс анализа-синтеза, являясь основой мыслительного процесса проявляется в разных умственных операциях:
1. Сравнение-установление сходства и различия сопоставляемых предметов.
2. Классификация – объединение предметов в группы на основе установления сходства главных и второстепенных признаков.
3. Систематизация – группировка предметов по более мелким группам.
4. Обобщение – объединение сходных предметов по случайным, общим для них признакам.
5. Конкретизация - применение обобщенного знания к конкретному случаю.
Способность к прогнозированию рассматривается, как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Процессы прогнозирования позволяют организму лучше подготовиться к будущим событиям и следовательно имеют большое биологическое значение. [4.38]