Фрагмент для ознакомления
2
1.Научная картина мира: вещь пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм
Представления об окружающем мире строились на различных формах знания. В непосредственно зависимости от того, какие именно знания были положены в основу этих представлений, можно выделить философскую, религиозную, мифологическую, а также научную картины мира.
В целом научная картина мира представляет собой совокупность знаний о природе, включающую в себя значимые гипотезы, теории, а также факты .
Функциями научной картины мира являются следующие:
1) интегративная функция, то есть благодаря научной картины мира происходит синтез знаний, которые были получен разными науками;
2) нормативная функция, то есть научная картина мира оказывает непосредственное влияние на процесс формирования методологических, социокультурных, а также логических норм научного исследования, в том числе определяя ориентиры научного поиска;
3) психологическая функция, то есть научная картина мира оказывает заметное влияние на способы общения, стиль мышления, специфику отражения окружающего мира человеком.
В рамках этапов эволюции научной картины мира можно указать следующие.
1. Классическая картина мира была основана на достижениях Галилея и Ньютона. Ей напрямую соответствует графическому образу прогрессивно ориентированного линейного развития с достаточно жестко однозначной детерминацией. Принято было считать, что прошлое определяет настоящее, в свою очередь настоящее способно определять будущее, в связи с этим будущие события могут являться предсказанными и просчитанными. Кроме этого, однозначная причинно-следственная зависимость выступала в качестве основой теорий, которые призваны были объяснять окружающий мир, при этом конкретные события не имеют никакого значения.
2. Неклассическая картина мира была основана на основные достижениях естественных наук конца XIX – начала ХХ столетия, а также теории относительности Альберта Эйнштейна. При этом графическая модель неклассической картины мира ориентировалась на образ синусоиды, которая омывает магистральную направляющую развития. Появляется более гибкая система детерминации в сравнении с линейным процессом, а также учитывалась роль случая. Утверждалось, что развитие системы имеет свое направление, однако ее состояние в каждый конкретный момент времени определенным не является. Изменения происходят согласно закону вероятности и закону больших чисел. Подобная форма детерминации получила название статистическая закономерность.
3. Постнеклассическая картина мира была основана непосредственно на достижениях брюссельской школы И. Пригожина. Ее можно представить в образе древовидного ветвящегося графика. Согласно ей, будущее с самого начала и практически в любой момент времени является неопределенным. При этом развитие пойти может в одном из нескольких направлений, что определяется чаще всего отдельным незначительным фактором. Структурность, упорядоченность, как и хаос, и стохастичность являются объективными, а также универсальными характеристиками действительности, в связь с этим будущее является абсолютно непредсказуемым .
Далее рассмотрим такую категорию научной картины мира, как «вещь» или «материя».
В этом плане необходимо указать, что научная картина мира базируется на принципах материализма. При этом понятие материи (или «вещи», «вещества») выступает в качестве основного в философском материализме.
Самые первые представления о материи или «вещи» появились в древнегреческой философии при попытках найти первооснову мира, представленную в виде конкретного вещества. Так, например, такой основой для Фалеса представлялась вода, для Гераклита это был огонь, наконец, для Демокрита эту роль выполняли атомы.
В свою очередь понятие «материя» прослеживается в работах Аристотеля, который под ней понимал некую бесформенную массу, потенциально содержащую в себе практически любые вещи. Материя в понимании Платона понималась в качестве низшей ступени бытия, пассивной и косной массы. Она словно бы выполняла роль строительного материала для воплощения идей в определенные вещи.
В следующем этапе – философии Средних веков было принято считать, что материальный мир создан был на протяжении непродолжительного времени актом воли Творца. Бог после сотворения мира, наметил в нем и определенный порядок.
В период Нового времени материю было принято рассматривать в качестве совокупности физических тел. В материи выделялись разные виды вещества. Мыслители французского материализма XVIII столетия указывали, что материя не была сотворена Богом, и она существует вечно. При этом природа является колоссальной мастерской, которая имеет все необходимые материалы и инструменты .
В диалектическом материализме возникает новое понимание материи.
Материя – это вполне объективная реальность, которая существует вне и независимо от человечества и человека.
Наконец, в современной науке принято выделять следующие два вида материи – это вещество и поле, которые переходят друг в друга.
Вещество является дискретным (то есть внутренне расчлененным) и структурированным, имеет массу покоя, и оно сосредоточено в пространстве. При этом формы вещества различны – атомы и молекулы, твердые и жидкие тела, полимеры, газы, вирусы, белок, живые организмы, а также макротела.
Поле – это достаточно сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов. Они не обладают массой покоя и равномерно распределены в пространстве. Поле может существовать в разных видах – электромагнитное, гравитационное, биологическое.
Поле и вещество и поле дополняют друг друга и взаимопроникают. Результатом их синтезом выступает, к примеру, плазма в качестве особого состояния материи. Из плазмы состоят небесные тела, например, Солнца. Весьма тесное взаимодействие между полем и веществом прослеживается в микромире на уровне элементарных частиц.
В сущности, материальный мир являет собой единство противоположного – непрерывного и прерывного, бесконечного и конечного. Наличие поля и вещества друг около друга говорит именно об этом.
Материя имеет неотъемлемыми свойствами, без которых она существовать не может. Данные свойства носят название атрибутов материи. К атрибутам принято относить движение, пространство, а также время. Далее рассмотрим каждый из них.
Движение можно понимать как любые изменения, как способность осуществлять переход из одного состояния в другое.
Движение выступает в качестве основного условия и способа существования всех вещей материального мира. Движению свойственны такие характеристики, как абсолютность и объективность, относительность и неуничтожимость, вечность и ряд других.
В качестве противоположности движения выступает покой как состояние временного равновесия, неизменности и устойчивости вещей. Покой относителен, потому как он практически постоянно разрушается силой движения. Покой практически всегда краток, даже мимолетен. При этом движение вечно, а покой временен – такой является формула их связи.
Формы движения материи являют собой особые ее изменения. Данные формы носят следующее название.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, М.А. Проблема смерти и воскрешения в философии русского космизма и в практике естествознания / М.А. Абрамов // Вестн. Саратовского гос техн. ун-та. – 2006. – № 4. – С. 212-224.
2. Архипкин, В.Г. Естественно-научная картина мира / В.Г. Архипкин, В.П. Тимофеев. – М.: КГУ, 2012. – 246 с.
3. Вонсовский, С.В. Современная естественно-научная картина мира / С.В. Вонсовский. – М.: Айрис Пресс: Рольф, 2011. – 218 с.
4. Даниленко, В.П. Основы духовной культуры в картинах мира / В.П. Даниленко. – М.: Наука, 2014. –244 с.
5. Клягин Н.В. Современная научная картина мира / Н.В. Клыгин. – М.: Логос 2007. – 232 С.
6. Леднев, В.П. История русского космизма / В.П. Леднев. – Екатеринбург, 2009. – 212 с.
7. Маслеев, А.Г. Антропологический смысл русского космизма / А.Г. Маслеев. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА , 2011. – 206 с.
8. Миркин, Б.М. Русский космизм: pro et contra / Б.М. Миркин // Экология и жизнь. – 2009. – № 7/8. – С. 21-25
9. Останина, С.В. Философско-методическое своеобразие идей русского космизма в науке: автореф. дис. ... канд. философ. наук / С.В. Останина. – Екатеринбург, 2004. – 24 с.
10. Русский космизм. Антология филос. мысли. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 367с.
11. Усольцев, В.А. Русский космизм и современность / В.А. Усольцев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 125 с.
12. Сополова, Е.И. Время и пространство / Е. Сополова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 278 с.
13. Черникова, Н. Числа и цифры / Н. Черникова // Наука и жизнь. – 2010. – № 4. – С. 73 – 75.