Фрагмент для ознакомления
2
1 Российские исследователи отмечают, что нам нечего «стесняться» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, но и не следует абсолютизировать его и отождествлять с ценностями «казарменного коллективизма». Можно ли согласиться с данным высказыванием? Аргументируйте ответ.
Думаю, что с этим высказыванием можно согласиться. Нужно, поэтому, реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности. И только в случае утверждения диалектического единства ценностей коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.
В соответствии со сказанным следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации личности отдать предпочтение, что необходимо менять в первую очередь — личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.
2 «Возможность не тождественна реальности, потому что является ограниченной, но не абсолютной». Попробуйте дать трактовку мыслей Дж. Бруно, пользуясь современной философской категорией.
Идея абсолютной действительности развивается не только в рамках сопоставления с возможностью. Реальная действительность содержит момент случайности и тем самым – относительности. Незнание исчезает – исчезает возможность. Возможность имеет бытие как психическое, но не свойство мира.
3 Назовите основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека. Охарактеризуйте их.
Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться в «тисках» информационно-технического общества. Философия рассматривает человека как главную ценность мироздания. Существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ космоса, природы и абсолютизируют зависимость человека от природы.
Человек в древнеиндийской философии
Ведическая литература (Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады) рассказывает о космоцентристской концепции устройства мира. Основная идея – единство микро и макрокосма. Согласно идее тождества атмана и Брахмана, человек – атман, который тождественен Брахману.
В древнеиндийских источниках человеческое существование выражено в понятиях:
1) «рита»;
2) «карма»;
3) «самсара»;
4) «мокша»;
5) «дхарма».
Мир устроен разумно и имеет нравственную базу (законы «рита» и «карма»).
Человек свободен освободиться (мокша) от своих пагубных поступков, которые приводят к негативным результатам. Человек, согласно древнеиндийской философии, способен и должен нравственно относиться к миру, совершенствуя себя, достигая свободы в плане духовности (дхарма). Дхарма – это ответственность человека к космосу, природу, обществу, самому себе. Итак, древнеиндийская философия базируется на идее самосовершенствования индивида и ответственности его к миру.
Древнекитайская точка зрения на человека
Тема человека в древнекитайской философии формируется вместе с философией на каждом уровне развития древнекитайского общества как тема развития отношений человека к человеку и человека к природе.
Древнекитайская философия ищет пути гармоничных отношений между человеком и природой. Социум и природа представляются как единый дом и космос, которые должны жить по определенным гармоничным законам справедливости и долга, уважения и любви и пр. Идеал общественного субъекта – это человек природного «естества» Цзы жань. Сущности индивида находят свое отражение в образах природы и общества.
Человек в конфуцианстве
Жэнь – понятие гуманности в конфуцианстве, которое постичь могут только избранные. Достичь его можно благодаря саморазвитию и совершенствованию на базе соблюдения этикета и традиций: уважение к старшим, почитание родителей, повелителя, вежливость и пр.
Понятие «жэнь» означает, что человеческое начало в человеке – это начало, благодаря которому человек любит или ненавидит людей. «Жэнь» реализуется при взаимоотношении человека с другими людьми. Взаимоотношения – это база пространства человеческого бытия.
Один раз во время своих скитаний Конфуций с учениками был в ситуации перехода через реку. Один из учеников был послан к рядом находившимся даосским отшельникам, чтобы узнать местоположение брода. Отшельники ответили, что стоил ли искать брод, когда вся Поднебесная в потопе? И вместо того, чтобы держаться Конфуция, не проще ли последовать учениям тех учителей, которые избегают суеты мира? Конфуций, услышав этот ответ, ответил, что человек не может сбиться в одну стаю с птицами и животными. Если человек покинет людей, то кем же он тогда становится? Поэтому важно не уходить, а взаимодействовать с людьми и строить гармоничные отношения в мире.
Таким образом, Конфуций формулирует общий принцип поведения – это «жэнь», или человеколюбие. Конкретное воплощение жэня – это ритуал. Жэнь – это душа общения, а ритуал – это плоть общения. Последний еще можно назвать «ли», или правила, церемонии, обряд. То это определенные нормы и образцы общественно приемлемого поведения. Благодаря ли люди объединяются и общаются.
Жэнь – это взаимность в отношениях. Но, поскольку все люди различны по своей природе, как же сделать так, чтобы принцип равенства в отношениях соблюдался? Это происходит благодаря ритуалу – ли, или его можно определить как общественную соразмерность индивидов .
Представление о человеке в античной философии
Все существующее в античность понималось как единый космос, а индивид понимался как часть этого космоса. Человек является погруженным в Космос.
Человек в античности не обладает свободой, так как мир огромный и может быть даже враждебен по отношению к человеку. Идеальным существованием индивида является гармония с миром.
Сократ ставил человека центром своего внимания. Смысл жизни человека, по Сократу, состоит в вечном самопознании, поиске самого себя.
Эпикур в античной философии ставит вопрос проблемы свободы и счастья человека.
Также следует отметить и то, что в античности философы, в основном, рассматривали конкретные стороны проблемы человека. Например, Демокрит рассматривал вопрос отделения человека от зверя, Аристотель делал акцент на социальных качествах человека; Платон говорил об отношениях гражданина и государства.
Представление о человеке в средневековой философии
В Средние века господствовал теоцентризм, когда в центре всего стоял Бог. Таким образом, предполагалось, что жизнь, происхождение человека, его природа предопределены Богом. Тело и душа человека противопоставлялись друг другу.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бессонов Б. Н. История философии : учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.
2) Георгиев Н., Теология: религия, культура, просвещение // Журнал Московской Патриархии. — 2019. — № 12. — С. 60-61
3) Гриненко Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века : учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.
4) Гуревич П. С. История философии : учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.
5) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб: Питер, 2008
6) Мирошникова Е. М., Основные тренды отношения государств Европейского союза к религии // Современная Европа. — 2020. — № 3. — С. 196-206