Фрагмент для ознакомления
2
В формате эссе изложите собственно понимание «культуры» в рамках одной из традиций.
Существует множество определений культуры. Это не только произведения искусства или достижения науки и техники, но и духовная составляющая отдельной личности и народа в целом. Римский философ Цицерон (1 в. до н.э) определял понятие культуры как «возделывание души», таким образом связывая её с духовно-нравственной и созидательной деятельностью людей.
А жизненный опыт людей формирует те или иные традиции, опираясь на культурные ценности и предпочтения народа, что даёт возможность закрепить определённые коды поведения и мироощущения общества. В традициях проявляется культура народа, аккумулируя нравственные и материальные ориентиры человеческого существования. Обратившись к современным традициям, можно с уверенностью сказать, что культура выражена в них не менее значимо, чем в прошлые века, и позволяет говорить о её цементирующем значении.
Современная традиция «Бессмертного полка» возникла не в один день, а постепенно, усилиями как отдельных творческих людей, так и вдохновением и волей всего народа. В ней в яркой степени отразились культурные навыки и потребности всей страны.
Само слово «бессмертный» несёт в себе определённый смысловой код, связанный с фольклором. Стоит вспомнить сказки, в которых говорится о мёртвой и живой воде, когда добрый, жертвующий собой сказочный герой воскрешался благодаря воде из чудодейственного источника. Таким образом в сознании многих поколений закреплялось представление о силе добра, переходя из культурного явления в традиционную формулу веры.
Если обратиться к религии, то тема бессмертия души является неоспоримой и безусловной. И это связано прежде всего с нравственной оценкой человека. Ф.М.Достоевский говорил: «Без веры в свою душу и её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо». В православном человеке уже на уровне подсознания принимается эта истина. Думаю, именно поэтому с такой светлой радостью в России приняли определение бессмертный полк: к этому подтолкнула языковая стихия слова, отражающая главные смыслы жизни, и культура веры.
Культура невозможна без отражения таких ценностных категорий, как Родина, подвиг, жертва, идеал, защитник, воин, единение. «Бессмертный полк» аккумулирует в себе эти составляющие истинно культурного мировоззрения. Ежегодно 9 Мая по всей стране люди идут единым маршем с портретами своих предков, и каждого в этом строю объединяет та глубина и сила чувств, которые приходят в торжественные или трагичные минуты истории: любовь к Отечеству, гордость за свою историю, боль за погибших, но не покорившихся врагу защитников страны, чувство тесного единения, уже почти исчезающего в современной действительности. Ни в один из праздников вы не увидите столько слёз – «это радость со слезами на глазах». Культурные коды, издавна заложенные в человеческое сознание, в полной мере начинают говорить в нём в этот святой день.
Культуру нельзя представить без музыки, которая в высшей степени выражает красоту и силу человеческих чувств. У каждого народа свой музыкальный ореол, создаваемый историей и талантом отдельных людей. Музыка принадлежит всем, и это понимаешь особенно ясно, когда над алыми знамёнами, плакатами, портретами участников Великой Отечественной войны звучит «День Победы» Давида Тухманова или «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского. Эти песни знают и поют все. Пусть кто-то громко подпевает исполнителям, кто-то едва слышно вторит, но это и есть проявление культуры в традиции. Культуры чувств и их выражения.
Одним из главных факторов её формирования является связь с историей, которая фиксирует важные события, способные закрепить в культурной памяти народа духовные и нравственные истины. Память эта проявляется в нормах поведения на уровне и простого человека, и целого народа. Так, началом или завершением важных государственных дел и событий являются крестные ходы, триумфальные шествия, парады. Часто это связано с военными событиями. Такие шествия со временем превращаются в священные действия, утверждающие гуманистические начала в обществе. А это функция культуры. «Бессмертный полк» как обретённая традиция в полной мере берет на себя эту задачу – в очередной раз напомнить людям мира о недопустимости войн на Земле, святости Отечества и подвига, незыблемости веры и границ Родины и о бесконечной благодарности погибшим за неё. Это затрагивает в человеке самое сокровенное. Недаром традиция «Бессмертного полка» разлетелась по всему миру, где живут люди, так или иначе связанные с культурными традициями России.
На примере «Бессмертного полка» мы можем увидеть, как культура становится частью традиции, определяя её гуманистическую направленность в формировании человека, сохраняя возвышенные и святые представления о смысле человеческого существования.
Задание 2
1.Какую функцию выполняют медиа в общественной жизни?
Медиа (лат. Medium) – в самом общем виде, это посредник в передаче сообщения от «отправителя» к «адресату». В качестве посредника может выступать любой элемент человеческого мира, от артефакта до социального института. Благодаря медиа люди получили возможность отправлять и принимать сообщения на расстоянии. При помощи медиа одно и то же сообщение могут получить множество людей одновременно. Медиа позволили человечеству ощутить себя единым организмом. Характер и интенсивность использования медиа в повседневной жизни оказывает серьезное воздействие на структуру человеческого общества. Медиа обладают способностью влиять на ритм, формат и содержание изменений в жизни людей. Благодаря медиа люди могут влиять на других людей. Воздействие на
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Грушевицкая, Т. Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 688 c.
2. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2016. - 337 c/
3. Ермишина, Н. Д. Культурология / Н.Д. Ермишина. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2016. - 432 c/
4. Кармин, А. Культурология / А. Кармин. - М.: Лань, 2017. - 302 c.
5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект; Издание 3-е, 2016. - 496 c.
6. Культурология / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2018. - 304 c.
7. Культурология в вопросах и ответах / ред. Г.В. Драч. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 480 c.