Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Самостоятельная работа студентов (СРС) должна развивать индивидуальные способности обучающихся, стремление к самостоятельному пополнению и совершенствованию круга профессиональных знаний и навыков. СРС предполагает овладение принципами самоорганизации познавательной деятельности - очень важного качества специалиста.
Самостоятельная работа проводится с целью:
1) получения, усвоения, и применения знаний на основе индивидуального подхода к каждому студенту;
2) систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
3) углубления и расширения теоретических знаний;
4) формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
5) развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
6) формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
7) развития исследовательских умений.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию по юридическим дисциплинам.
Задачи:
- описать специфику современного обучения, организацию самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении;
- рассмотреть особенности самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию по юридической дисциплинам.
1 Специфика современного обучения. Характеристика организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что традиционная информационная образовательная парадигма, основанная на передаче готового знания, не учитывает и не может противостоять, тем более способствовать преодолению переживаемого глобального кризиса цивилизационного развития в эпоху современности. С позиции информационного подхода человек нам представляется как «tabula rasa», которую мы должны заполнить.
Э. Фромм справедливо отмечает: «Школа ставит своей целью дать каждому учащемуся определенный объем «культурной собственности» и в конце обучения выдает документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности».
Традиционная парадигма базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специалиста, способного к творческой деятельности, готового к плюрализму позиций и мнений, стремящегося постоянно повышать уровень своего образования. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога.
В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сформировать умение добывать новые знания, научиться учиться.
Образно говоря, отправляясь в путешествие, обучающийся не должен наполнять свой рюкзак лишь готовым знанием, а прихватить с собой и мыслительные орудия, которые позволят ему ориентироваться повсеместно при решении разнообразных задач.
В прошлом осталось понимание образования как необходимого подготовительного этапа в жизни человека, времени для обретения устойчивой культурной платформы, после чего, собственно, и начиналась важнейшая часть жизни личности. Общепринятое представление об образовании, «согласно которому оно являет собой последовательное действие, в ходе которого передаются от одного поколения к другому определенные культурные ценности и духовные достижения, определенные знания, умения, компетентностные навыки» , сегодня уже не столь актуально.
Субъект современного образования – это постоянно образовывающийся субъект. Современная реальность диктует другие условия бытия субъекта. Здесь нет иерархии ценностей, многое стало несущественным, например, скорости и расстояния, виртуальная реальность делает возможным движение в любую сторону событий. Современность чрезвычайно динамична, она не позволяет делать паузы и тем более остановки, практически лишает субъекта возможности созерцания, отделения себя от мира как субъекта от мира как такового. Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться под натиском информационных потоков и оставаться на гребне профессиональной волны. «Очень часто нормы, а тем более ценности нигде не записаны и не закреплены. Обычно они не бывают такими жесткими, как, например, правила дорожного движения» .
Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем. Так каким же видится современный образовательный процесс? По-видимому, нам стоит обратиться к интерактивной модели обучения. Интерактивное обучение есть активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и учащимся в процессе обучения, с использованием таких форм, которые нацеливают обучающихся на саморазвитие. Интерактивное обучение предполагает взаимную обратную связь между учащимся и преподавателем, использование конкретных активных ситуаций, инициативу, навыков работы в команде. Реализация интерактивной модели обучения невозможна без обращения к его методологическим принципам. В связи с этим нельзя оставить без внимания и такой важный вопрос, как компетентность преподавателя. Ведь в конечном итоге все это необходимо для достижения цели образования. Обратившись к педагогическим максимам, процитирую С. И. Гессена: «Не сделать новое поколение таким же, как мы сами, но сделать самим собой – задача поколения, дающего образование… Приобщить предыдущие поколения к творческому потоку – не больше – и составляет задачу подлинного образования» . Самостоятельную работу как приоритетный принцип обучения выдвигал в позапрошлом столетии русский педагог К.Д. Ушинский. В своей статье «Воскресные школы» он говорил о важности передачи ученикам не просто знаний, а приоритете развития в учащихся желаний и способности самостоятельно, без помощи педагога, получать новые знания . В 70-80-е годы того же века русские преподаватели естественных наук А.Н. Бекетов и А.Я. Герд стали родоначальниками метода практических и лабораторных самостоятельных работ.
Сегодня ученые продолжают разработки в данной сфере. К примеру, кандидат педагогических наук А.С. Воронин даёт определение самостоятельной учебной работы, где говорит о проявлении в ней самостоятельности учащихся во всех структурных ее элементах – сначала ученик ставит проблему, реализует контроль, самоконтроль и корректирует свою деятельность, переходя от простых видов работы к более сложным, которым присущ характер поиска. Ученый говорит о самостоятельной работе как способе создания способностей познавательного характера, нацеленности учеников на непрерывное самообразование . Российский педагог Б.М. Бим-Бад говорит о самостоятельной работе как деятельности индивидуального или коллективного характера, которая реализуется без непосредственного контроля педагога .
В новом словаре методических терминов и понятий дано определение самостоятельной работы как вида деятельности ученика, которая выполняется без непосредственных контактов с учителем или этот процесс управляется учителем опосредованно при помощи учебных материалов. Это- важная часть обучения, когда ученик работает индивидуально в соответствии с требованиями программы или педагога . Н.В. Соловова говорит о самостоятельной работе студентом как о деятельности, которая может осуществляться как в аудитории, так и вне ее. Также эта работа может протекать в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
А. Ю. Каджиспаров в широком смысле слова под самостоятельной работой студентов (СРС) подразумевает общность всей самостоятельной деятельности студентов в аудитории и вне ее. При этом активная СРС возможна, если студент сам хотел бы учиться .
СРС, по мнению Л. В. Григоренко, представляет собой совокупность разных заданий, которые решаются студентами во время учебы или вне ее, чтобы усвоить профессиональные знания, умения и навыки, развить кругозор, выработать у себя качества личности, нужные для данной профессии .
СРС - средство организации учебно-научного познания студентов .
Самостоятельная работа может проводиться как по внеаудиторные часы (лаборатория, домашняя работа), так и в аудитории устно или письменно. Самостоятельная работа может быть индивидуальной, парной или коллективной. Учебные материалы для такой работы структурируются методически таким образом, чтобы происходила компенсация отсутствия коммуникаций с преподавателем в данный момент. Так процессом обучения на какое-то время управляет ученик. Совокупность заданий обеспечивает возможность индивидуального выбора и конкретизации объема информации, который нужен для достижения цели обучения. Задания, которые предназначаются для самостоятельной работы, должны носить характер творчества и активности, чтобы студент сам искал решения. Следует добавить, что овладение приемами и техникой самостоятельной работы – это обязательный фактор развития навыков самообразования. Ученые дифференцируют различные типы самостоятельной работы. Например, российский педагог Е.Я. Голант среди типов самостоятельных работ называл: определение материала по конкретному вопросу, его выбор, дифференциацию, определение приоритетного и неважного, определение аргументов и др.
По мнению российского педагога Б.М. Бим-Бада, с точки зрения организации самостоятельная работа может быть:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бим-Бад Б.М. Самостоятельная работа [Текст] Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002
2) Воронин А.С. Самостоятельная учебная работа [Текст] / А.С. Воронин // Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006
3) Гердт, А. Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Гердт. - М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, 1953. - 205 с.
4) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
5) Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие к спецкурсу. —Свердловск, 1990. — 95 с
6) Голанд, Е. Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения / Е. Я. Голанд // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся: ученые записки Казанского пед. ин-та.. - Казань, 1968. - Вып. 67, сб. 2 (ч. 1). - С.32-44.
7) ГречухинаТ.Ю. Воспитательные аспекты самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: теория и практика : сборник научных трудов по итогам Международной конференции, 17-20 марта 2010г. : в 3-х ч. Ч. 1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015
8) Дарвиш О.Б. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. —264 с.
9) Зборовский, Г., Шуклина, Е.,проф. Самообразование –парадигма XXI века/ Высшее образование в России. -2003. -No 5.-С. 25 –32
10) КаджиспаровА.Ю. Словарь педагогики. Ростов н/Д., 2005.
11) Комарова З. И. Азбука самостоятельной работы студента-лингвиста : учеб. пособие. —Екатеринбург, 2013. —95 с.
12) Кунакова Г. У. Педагогические условия интегративного обучения в старших классах общеобразовательной школы (на примере языковых дисциплин): Автореф. дис.…канд. пед. наук:13.00.01. Алматы, 2019
13) Меренков А. В., Куньщиков С. В., Гречухина Т. И., Усачева А. В., И. Ю. Вороткова Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. / Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. –80 с. (стр 9).
14) Немов Р.С. Психология : словарь-справочник. Ч. 2. —М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. —288 с.
15) Самостоятельная работа [Текст] // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. – М. : ИКАР, 2009
16) Самостоятельная работа студентов в современном вузе : коллективная монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
17) Седова Н.Е. Самообразование будущих учителей в связи с изменением педагогических дисциплин // Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе: Межвуз. сб. научн. тр. / Отред. Юсупов. Казань, КГПИ, 2000. -с. 257.
18) Семенова В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов : материалы докл. 2-й Всерос. науч.-практ. интернет-конф. —Саратов : Новый проект, 2013. —С.10—15
19) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. —М.: Школьная пресса, 2000. —416 с
20) Соловова Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов. / Методические рекомендации изд. –Самара: Универс-групп, 2016. -15 с.
21) Суханова Н.П. Проблемное обучение в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла /Н. П. Суханова // Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 21-22 сентября 2017 г. / под ред. С. А. Ан. – Барнаул : АлтГПУ, 2017.
22) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). – С. 107-110
23) Трофимова Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика, 2016, No 2. –С. 42-50.).(с. 45)
24) Ушинский К.Д. Воскресные школы [Текст] : собрание сочинений / под ред. А.М. Еголина, Е.Н. Медынского, В.Я. Струминского. – Москва-Ленинград : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1948
25) Freire P., Ramos M.B. Pedagogy of the Oppressed. – London: PenguinBooks, 2017