Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Современные условия нацеливают на формирование личности, характеризующейся не репродуктивным, а творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует поиска новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на трансляции готовых знаний, а на создании условий для творческой активности.
В качестве методических средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные групповые технологии обучения, в частности игротехнические. Использование игротехнических технологий на семинарских занятиях позволяет участникам учебного процесса экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Строение обучающих игр отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирования умений, но и способом подготовки к профессиональному общению. Используя методические достижения, педагог может подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход.
Преподавание юридических дисциплин - это сложное, многогранное, не всегда однозначное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Игротехнические технологии развивают умение применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Дидактические деловые игры призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества. Они учат обучающихся применять теоретические знания при анализе и оценке встречающихся в жизни правовых ситуаций. Формируют активную гражданскую позицию.
Актуальность темы заключается в том, что, деловые игротехнические технологии могут дать не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Как никакая другая форма обучения, игры содержат в себе такое богатое разнообразие активизирующих стимулов к познавательной деятельности человека, позволяющих приобретать практические навыки и опыт, осознать значение изучаемых дисциплин.
Цель работы – изучить сущность игротехнических технологий в семинарском занятии. Поставленная цель определила следующие задачи:
- изучить особенности игротехнической технологии в семинарском занятии,
- рассмотреть основные виды учебных игр.
Объект исследования – система обучения праву в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования – применение игротехнических технологий в качестве современного метода обучения юридическим дисциплинам.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложение.
1.Игротехнические технологии в семинарском занятии
По сравнению с традиционными методами обучения игра значительно активизирует учебный процесс и представляет собой особый вид действенности в условиях создания учебной ситуации и ее применения для реализации главной дидактической задачи.
Современные педагогические игровые технологии базируются на фундаментальных идеях К. Д. Ушинского, С. П. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, М. Монтесори, Ф. Фребеля и других ученых, разработавших методы игрового обучения.
В бытовом сознании слово «игра» нередко ассоциируется со «соревнованием», «имитацией», «подражанием», «условностью», "несерьезность" и т. Иногда игру определяют, как альтернативный вид деятельности, где важен процесс, а не результат.
Большинство ученых сходится во мнении, что в центре игрового моделирования обязательно должно происходить строение имитационной модели, которая одновременно включает самые характерные признаки и качества реального объекта, реальных обстоятельств и наиболее полно отражает существенные стороны учебной дисциплины. При этом преподаватель в процессе игры выступает как руководитель, организатор и стратег.
Несколько отличаются мотивации игры в вузе. Основной задачей игровой деятельности студентов должно быть: получение знаний и навыков, а также компетентности будущей профессиональной деятельности, собственно (адекватное) оценивание роли, которая выполняется, победа в соревнованиях. Поэтому современная игра приобретает значительно большую количества преимуществ по сравнению с другими технологиями обучения. Она позволяет повысить эффективность обучения и стимулирует к будущей деятельности специалиста, в частности его опыта, который является максимально приближенным к практике. Именно обучающая игра концентрирует интеллектуальные усилия на достижении конкретной цели.
Без сомнения, современная обучающая игра является эффективным методом проведения семинарских занятий, выполняя ряд функций :
-активизируют мышление с помощью игротехнической технологией обучения;
-активность, которую приобретают студенты с помощью игры, является длительной и устойчивой;
-стимулируют самостоятельное принятие студентами творческих и мотивированных решений и осуществление практических шагов;
-реализуют процесс обучения на групповом уровне и по определенному алгоритму;
-повышают эффективность обучения благодаря глубокому и быстрому усвоению знаний, умений и навыков.
Необходимо помнить, что применение игровых методов в изучении права является весьма актуальным, ведь оно дает возможность вводить и отрабатывать знания, умения и навыки (коммуникативные, организаторские, управленческие) на смоделированном, условно-реальном ситуационном материале, позволяющем студентам приобретать опыт эффективного решения реальных профессиональных задач. Благодаря этим особенностям использование игротехнических технологий предоставляют незаурядные возможности и для преподавателя, и для студента, которые вместе реализуют те или иные задачи, то есть действуют сообща. Все игры имеют полиструктурную основу, которая состоит из нескольких микроструктур.
- Проектировочная структура. Она включает формулировку основной цели игрового коллектива и задач игры, необходимых инструкций и правил игры, определение степени реализации целей и задач на разных этапах ее реализации.
-почасовая структура определяет регламент игры, затраты времени и организационные усилия проведения игры со стороны ее организаторов и участников, а также обсуждение ее результатов.
-Ролевая структура. Она включает, во-первых, описание ролей, моделирующих профессиональную деятельность, во-вторых, функции ролей, которые необходимые для руководства ходом игры; в-третьих, психологических ролей экспертов, которые необходимы для преодоления трудностей с оценкой, в-четвертых, ролей, которые специально вводят в игру с целью повышение эмоционального напряжения у участников.
-Методическая структура. Представлена конкретной методикой- проведение игры (блок-схема, сценарий, карта), системами оценки деятельности участников, техническими, наглядными средствами обучение. Данной структурой предусмотрено применение методов управленческого консультирования, группового труда над проработкой альтернативных решений, разработки конкретных вопросов, обсуждение основных этапов игры и тому подобное.
-Структура контроля включает систему оценочных показаний как для коллективной, так и для индивидуальной работы участников на протяжении всей игры и на ее заключительном этапе, рефлексивный анализ игры всеми участниками, подготовку игрового документа.
Современные игротехнические технологии в процессе преподавания права дают большие дидактические возможности, а следовательно и обеспечивают реализацию целого ряда образовательных задач:
-закрепление, обобщение и применение знаний во время изучения различных юридических дисциплин, формирование четкого представления о будущей правозащитной деятельности;
-развитие навыков эффективного управления проектом, учебным процессом;
- усвоение особенностей коллективной профессиональной деятельности (микрогруппы), приобретение навыков организации взаимодействия (нескольких групп или микрогрупп).
Соответственно, основными правилами построения обучающей игры на семинарских занятиях по правовым дисциплинам являются:
-принцип имитационного моделирования конкретных условий;
-принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;
- принцип взаимодействия;
-принцип диалогового общения;
- принцип проблемного содержания.
Итак, под игротехническими технологиями, следует понимать процесс выработки и принятие решений в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов, анализа информации, которая дополняется и приобретается в поэтапном ходе игровой деятельности. Образно говоря, обучающую игру можно представить в пересмотре системы взаимосвязанных конкретных ситуаций, которые влияют друг на друга, поэтому основное решение можно получить с учетом этих влияний и конечной цели . Это, в свою очередь, позволяет моделировать обучение так, чтобы вывод нескольких конкретных ситуаций был не разъяснениями объединенным, а подчиненным единой цели.
2.Виды учебных игр (мозговой штурм, имитационная деловая игра, фокус-группа)
Взяв за основу исследования А. П. Панфиловой, Ю. П. Сурмина, М. В. Кларина, В. А. Трайнева, попробуем систематизировать учебные игры (табл.1)