Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа №1. «Бессознательное»
Максимальная оценка за контрольную работу составляет 50 баллов.
Первая часть задания
Вопросы, на которые необходимо представить развернутые ответы в виде эссе:
1. Соотношение бессознательного и вытесненного.
Говоря о связи данных понятий, нам нужно обратиться к термину «представление» - оно является своеобразной единицей восприятия. Существуют такие представления, которые противоречивы или пугающи для личности – они вытесняются из сознания.
Рассматривая понятие вытеснения, мы, в первую очередь, должны отметить, что оно не является уничтожением нежеланных представлений. Они продолжают существовать, но при этом являются нежелательными для сознания человека, с большой вероятностью, противоречат устоям, декларируемым сверх-я, и с целью избежать внутреннего конфликта личности эти представления вытесняются.
Вытесненные представления попадают в бессознательное, они могут появляться из него в моменты снижения контроля, например, во время сна в виде сновидений. Таково соотношение бессознательного и вытесненного.
Но одновременно мы отмечаем, что, хотя всё вытесняемое попадает в бессознательное, само бессознательное не является только хранилищем вытесненного, оно объемнее и функции его более широки.
Обобщая, вытесненное является частью бессознательного, но бессознательное имеет и другие структурные компоненты, и термины эти не равны.
«Все вытесненное, - подчеркивал Фрейд, - бессознательно; но мы не можем утверждать в отношении всего бессознательного, что оно вытеснено»
2. Обоснования допущения понятия «бессознательное».
Бессознательное является структурой, которую нам сложно изучить напрямую, потому что сама его функция – скрыть информацию. Мы не можем обратиться к нему при помощи тестирования, беседы и других привычных алгоритмов взаимодействия.
Самое сложное, что и сама личность не может объективно оценить и описать работу своего бессознательного – ведь это механизм, который скрывает желания, травмирующие сознательные структуры психики. Соответственно – нельзя как на ладони рассмотреть эти желания, раз психика сочла необходимым их скрыть.
Как же в целом тогда мы можем говорить о бессознательном, утверждать его существование и рассматривать законы функционирования?
Существует множество косвенных признаков, говорящих о его работе. В первую очередь, это факт ограниченности сознания. Сознание человека обрабатывает информацию здесь и сейчас, но где же тогда хранится багаж опыта и всего пережитого, как мы можем к нему обращаться?
Другим признаком является вытеснение и вспоминание. Например, «детская амнезия» или невротическая амнезия – понятия, введенные Фрейдом для описания процессов, когда психика избавляется от определенных воспоминаний. Эти воспоминания тоже отправляются в бессознательное.
Кроме того, бессознательное «прорывается» в сознание иррациональными ассоциациями, ощущениями дежавю, сновидениями, действиями и мыслями в стрессовые моменты.
Таким образом, мы отмечаем, что существует часть психики, где хранится множество представлений, к которым мы не обращаемся в данный момент, но можем обратиться. Некоторые из них воспроизводятся легко, другие заблокированы (например, травмирующие вытесненные воспоминания). Эта среда психики носит название бессознательного.
3. Многозначность бессознательного.
З. Фрейд отмечает, что существует множество психических актов самого разного толка и значения. Но при этом они объединены характеристикой бессознательности. То есть, мы можем сказать, что бессознательное включает в себя различные психические акты и не является однородной структурой.
В нем хранятся и вытесненные представления и латентные воспоминания, к которым пока нет потребности обратиться, но они могут быть активизированы.
Потому Фрейд отмечает, что характеризовать какой-то акт с точки зрения сознательности/бессознательности в целом не является очень информативной характеристикой. Да, мы отмечаем, что акт бессознателен, но бессознательное так многопланово, что это лишь одна из частных характеристик, немного дающая нам для понимания природы изучаемого акта.
Одновременно Фрейд отмечает невозможность уйти от характеристики сознательности/бессознательности, хотя и настаивает, что конструктивнее было бы, если бы при описании самых различных психических актов мы не обращали внимания на то, сознательны они или бессознательны, а классифицировали бы их и устанавливали бы между ними связь только в зависимости от их отношений к влияниям и целям и от их состава и принадлежности друг к другу.
Обобщая вышесказанное, многозначность бессознательного заключается в том, что оно содержит в себе неоднородные разноплановые процессы, в частности это вытесненные представления и латентные акты.
4. Существуют ли бессознательные аффекты?
Бывает, что мы употребляем такие выражения, как, например, «бессознательный страх», но сколько в этом термине есть научной точности?
Зададимся вопросом о том, что представляют из себя аффекты в самом общем смысле. Аффект - это реакция возбуждения, которая сопровождается и психическим напряжением, и соматическими явлениями. Аффекты в психике связаны с различными представлениями. Например, если в жизни