Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной рыночной экономике качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг является важнейшим условием, способствующим поддержанию хозяйственно – экономических показателей компании на высоком уровне. Высокая конкуренция на рынке вызывает необходимость разрабатывать программы для повышения качества и постоянно совершенствовать системы менеджмента качества, для того чтобы товары могли удовлетворить все запросы и желания потребителей.
Процедура создания и внедрения таких программ касается не только проблемы качества производимой продукции и услуг, но также затрагивает и общее качество самого управления, которое отвечает за процесс определения и формирования необходимого уровня качества для будущих товаров. На данный момент есть несколько различных систем управления качеством, но самыми популярными и общепринятыми для современных компаний во всем мире являются те, в основу которых легли международные стандарты ИСО серии 9000, способные обеспечить наиболее эффективное функционирование системы менеджмента качества предприятия.
Выбранная тема является актуальной, так как в настоящее время наличие системы менеджмента качества, которая отвечает всем установленным требованиям международных стандартов, является гарантией того, что поставляемая продукция будет иметь необходимое качество, полностью соответствующее всем критериям, заранее описанным в контракте.
Целью работы является исследование измерения и мониторинга функционирования системы менеджмента качества.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Измерение и мониторинг функционирования системы менеджмента качества
Для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции организации требуется обеспечение качества не только произведенных продуктов и услуг, но и качества бизнес-процесса на каждом его этапе. Организация процесса управления качеством – это задача управления организацией на основе философии всеобщего управления качеством (tоtal quality management – TQM).
Основным методом совершенствования в системе менеджмента качества является цикл PDCA (Plan – планируй; Dо – делай; Check – проверяй; Act – воздействуй), который символизирует принцип повторения в решении проблемы – достижение улучшения шаг за шагом и повторение цикла усовершенствования много раз. Применение цикла PDCA на всех уровнях принятия решений способствует постоянному улучшению качества бизнеспроцесса.
В реальном производстве давно научились увязывать свойства предметов с характером потребностей и отождествлять эти связи с показателями, указанными в технической документации (чертежах, стандартах и технических условиях). Однако учет динамичных показателей, формируемых организационными системами, вызывает немало трудностей. В процессе управления возникает множество непредусмотренных процедурой управления ситуаций и неопределенностей. Принятие решения в возникающих ситуациях во многом зависит от системы мониторинга процесса. Именно она дает основание судить о правильности принятого решения руководством по конкретной проблеме и о том, насколько необходима была корректировка ранее принятого решения.
Стандарт МС ИСО 9001 требует, чтобы организация применяла подходящие методы мониторинга и, где это применимо, измерения процессов СМК. Чтобы сделать выводы о функционировании СМК, необходимо сначала оценить результативность каждого процесса, а потом проанализировать и обобщить полученные результаты. Мониторинг СМК реализуется через определение важных рабочих показателей, систематическую и своевременную отчетность, оперативную коррекцию выявленных отклонений. Его цель гарантировать информационное обеспечение, помогающее организации достичь целей, и выполнение задач СМК 1, п. 8.1.
Сложность исследования заключается в том, что в специализированной литературе по менеджменту качества не дается четкого ответа на вопрос: что такое «мониторинг» и «измерение». Стандарт ИСО 9001 отвечает на вопрос «Что нужно измерять?» следующим образом: «…методы (мониторинга и измерения) должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов…». Исходя из этого, было разработано авторское определение: мониторинг – это непрерывный процесс сбора информации, ее обработки, оценки для подготовки решений, направленных на достижение целей и задач организации.
Сбор информации о текущем состоянии системы, анализ данных и принятие управленческих решений осуществляется с целью реализации функции контроля. Под термином «Контроль» обычно понимается сопоставление фактических нормативов работ с планом. В Таблице 1 представлены различные определения категории контроля российскими и зарубежными учеными.
Таблица 1 - Различные подходы к определению категории «контроль»
Определение Источник
Контроль (inspectiоn) – Процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями и калибровкой ГОСТ ISО 9000:2011
«СМК. Основные
положения и словарь» [2, с. 13]
Контроль – аналитическая функция, которая включает наблюдение за течением процессов, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера Лапшин В.С.
[6, с.214]
Контроль на предприятии состоит в проверке – все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам Файоль А.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. ГОСТ Р ИСО 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. – Введ. 2015–28–10 // Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
2. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" [Электронный ресурс]. – Введ. 2011–12–22 // Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
3. Галеев В. И. Разработка национального межотраслевого стандарта с дополнительными требованиями к системам менеджмента качества / В. И. Галеев, М. В. Екатеринин // Стандарты и качество. – 2017. – № 9. – С.8–10.
4. Езрахович А. Новая версия ISO 9001:2015 / А. Езрахович, В. Дзедин, Ю. Банных // Методы менеджмента качества. – 2016. – № 7. – С. 48–52.
5. Качалов Р.М. Управление экономическим риском. Теоретические основы и приложения / Р.М. Качалов. – СПб: Нестор–История, 2018. – 248 с.
6. Лапшин В.С. Управление процессами: учеб. пособие / В.С. Лапшин. – Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2015 – 385 с.
7. Салимова Т.А. Управление качеством: учеб. по специальности «менеджмент организации» / Т.А. Салимова. – 2-е изд., стер. – М.: издательство «Омегал», 2018. – 414 с.
8. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / Д. Хан. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 800 с.
9. Чайка И. И. Вглядываясь в будущее ISO 9001 / И. И. Чайка, В. И. Галеев, Е. К. Аванесов // Стандарты и качество. – 2017. – № 2. – С. 34–36.