Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в целях оказания экономической поддержки учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы определяет:
обязанность заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 28 Закона № 44-ФЗ предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
возможность заказчиков осуществлять закупки товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона № 44-ФЗ.
Учреждения, исполняющие наказания, вправе разместить заказ у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд в случаях приобретения такими учреждениями сырья, материалов и комплектующих изделий для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в целях трудоустройства осужденных на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с юридическими лицами.
Цель работы: рассмотреть особенности размещения заказа у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд учреждениями, исполняющими наказания.
Задачи работы:
рассмотреть историю развития государственного (муниципального) контракта и его сущность;
изучить обязательные условия государственного (муниципального) контракта;
охарактеризовать сущность учреждений, исполняющих наказания;
проанализировать осуществление закупок в рамках статьи 28 Закона № 44-ФЗ;
проанализировать осуществление закупок в рамках статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Структура работы обусловлена целью, задачами и состоит из введения, двух разделов с параграфами, заключения и списка использованных источников.
1 Общая правовая характеристика государственного (муниципального) контракта
1.1 История развития государственного (муниципального) контракта и его сущность
Необходимо заметить, что история развития сферы государственного контракта в РФ опи¬сывается в ряде работ [15, с. 72], однако среди них нет такой, которая охватывала бы весь путь развития данной сферы и в которой была бы сделана попытка периодизации рос¬сийской истории государственного заказа. В данных работах обозначены лишь даты при-нятия основных нормативных актов, в то время как при изучении истории развития какой-либо сферы или явления важным представля¬ется выделение последовательных периодов их развития.
Массовое внедрение в практику системы торгов в нашей стране начинается с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» [10], устанавливающего, что заказ на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд размещается путем проведет» торгов (конкурсов). Указом было утверждено Положение об организации закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд, регулирующее отношения, возникающие между заказчиком и поставщиком при проведении торгов.
В 1999 году вступил в силу Федеральный закон от 06.05.1999 № 97- ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных нужд» [12]. Он представлял собой свод самых общих и простых правил организации и проведения торгов. Однако этот закон был в большей степени процессуальным и не содержат указаний на эффективность закупок, как на основную цель документа или системы размещения государственных заказов. Применение этого закона на практике выявило значительное количество неоднозначных толкований его положений, которые привели к нарушениям и злоупотреблениям.
Некоторые претенденты не допускались к участию в конкурсе: нарушались процедуры проведения торгов: с победителями не заключались контракты; не соблюдалось антимонопольное законодательство; конкурсы иногда проводились без опубликования извещения о проведении в бюллетене «Конкурсные торги» [20, с. 307-312].
В феврале 2003 года депутатами Госдумы Российской Федерации был внесен проект нового закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По замыслу авторов этот закон должен был объединить все существую¬щие нормативные акты по вопросам закупок. Законопроект был разработан с учетом отечественного и иностранного законодательства, международно-правовых документов, актов Всемирной торговой организации (ВТО). Всемир¬ного банка и Комиссии Организации Объединенных наций по праву междуна¬родной торговли (ЮНСИТРАЛ).
В сфере организации и проведения торгов, которые относятся к институту международной торговли, типовой закон ЮНСИТРАЛ является наиболее универсальным и приемлемым для Российской Федерации. Эта система регламентирует организацию и проведение конкурсных торгов в рамках существующих международных стандартов. Типовой закон ЮРСИТРАЛ служит странам как образец, опираясь на который, они могут оценить законы и практику в области закупок товаров, работ и услуг и привести их в соответствие с современными требованиями или принять новое законодательство.
Затем в 2005 году был принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [13], который устанавливал единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Несмотря на его недостатки, мы считаем, что главная ценность Закона № 94-ФЗ состояла в его прикладном характере: он наиболее четко из всех принятых ра¬нее значимых нормативных актов регламентировал порядок организации и осуществления конкурсных и аукционных процедур.
И наконец, 5 апреля 2013 года принимается ныне действующий закон № 44-ФЗ [5].
Правовое регулирование контрактов на закупки работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время основывается на Конституции Российской Федерации [1], на § 4 главы 30 Гражданского кодекса РФ [2], на главе 10 Бюджетного кодекса РФ [3] и на законе № 44-ФЗ.
В числе положительных моментов, которые принес с собой Закон № 44-ФЗ, выделим следующие (именно они помогают заказчикам в большей мере достичь целей эффективного обеспечения государственных и муниципальных нужд):
1. Закрепление прав и обязанностей всех сторон контракта, всех субъектов контрактных отношений (в то время, как Закон № 94-ФЗ регламентировал процедуры поведения заказчика во время размещения заказа).
2. Внедрение таких инструментов как планирование, обоснование и нормирование закупок; их слаженная работа уже на этапе планирования поможет проследить за тем, что собирается закупить тот или иной орган государственной власти (муниципальный орган, другое государственное учреждение) и с какой целью он совершает закупку.
3. Введение антидемпинговых мер.
4. Предоставление права осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту крупных объектов с помощью конкурсных процедур.
5. Обязательное привлечение экспертов и экспертных организаций (ст. 41).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.07.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.12.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 22.12.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.12.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 30.12.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
6. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.12.2019. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
7. Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.06.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
8. О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги: Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 649. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.07.2019. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
9. Об осуществлении банковского сопровождения контрактов: Постановление Правительства РФ от 20.09.2014 № 963. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.09.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
10. Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 29.10.2013 № 631. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.10.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021
11. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд: Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 08.04.1997. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021
12. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ. Дата обновления: утратил силу. [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
13. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Дата обновления: 02.07.2013 утратил силу. [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021.
14. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – С. 106.
15. Афанасьев М.В. Логистика государст¬венных закупок инвестиционных товаров; науч. ред. д-р экон. наук, проф. В.В. Щербаков. – СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2013. – С. 72.
16. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.Н. Садикова. – М.: Контракт: ИНФРА-М, 2015. – С. 183
17. Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд: на основе государственных контрактов: автореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 2011. – С. 6.
18. Овсянкин Д.Л. Анализ эффективности использования системы государственных закупок // В сборнике: Финансовые рынки и экономический рост Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 290-303.
19. Старкова Н.О., Мирзоян А.Р. Основные организационно-правовые аспекты проведения государственных закупок в сфере строительных работ в России и за рубежом // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 104. – С. 237-250.
20. Харченко Д.О. Система государственных закупок как метод антимонопольного регулирования деятельности инвестиционно-строительных комплексов // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. – № 3. – С. 307-312.