Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Положение усугублялось недостаточностью правовой базы развития государственной службы, отсутствием достаточно полного свода законов государственной службы как на федеральном, так и на региональном уровне. В таких условиях особое значение приобретает исследование в области тех основ, на которых должен базироваться институт государственной службы.
Современное государство характеризуется наличием разнообразных задач и функций, от профессионального и точного осуществления которых зависит существование всей общественно-политической системы. Поэтому в структуру государства должна входить такая его составляющая, как профессиональный корпус служащих, организация и деятельность которого регламентируется законодательными актами. Очевидно, что в данном случае речь идет об обязательном государственно-правовом институте государственной службы.
Актуальность выбранной мною темы определяется тем, что успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, посредством которых и осуществляются функции государства.
Целью работы является изучение правового статуса государственного (муниципального) служащего.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть правовой статус гражданского служащего;
- провести анализ прав и обязанностей гражданских служащих;
- изучить ответственность гражданского служащего.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1. Правовой статус гражданского служащего
Государственный гражданский служащий является главным действующим лицом в сфере государственно-административного управления, той организационной единицей, которая обеспечивает исполнение политическими руководителями конституционных и иных государственных полномочий.
В настоящее время понятие «государственный служащий» означает также особую аппаратную должность в государственных органах. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – ФЗ «О системе государственной службы…») есть два определения государственного служащего: федерального и субъекта Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О системе государственной службы…» федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 ст. 10 анализируемого закона государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации признается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, понятие государственного служащего содержит в себе три признака: гражданин Российской Федерации; осуществляющий деятельность на должности государственной службы; получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответственно.
Гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение. Отметим, что гражданский служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти.
При рассмотрении статуса государственного гражданского служащего следует исходить из общетеоретического понятия «социально-правовой статус гражданского служащего».
Исходной характеристикой социально-правового статуса гражданского служащего является его статус гражданина, который органически включает в себя: а) конституционный статус российского гражданина; б) статус специалиста в системе административно-служебных отношений в соответствии с нормами административного законодательства; в) статус федерального служащего или служащего субъекта Федерации в соответствии с нормами ФЗ «О системе государственной службы…» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе…»), других нормативно-правовых актов, регулирующих государственно-служебные отношения.
Все, что связано с компетенцией гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением должности гражданского служащего. Именно определенная должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего. Так, по мнению И.Н. Сурманидзе, должность государственной гражданской службы является не только базовым элементом государственного органа, но и ключевым образованием для лица, ее (должность) замещающего. Именно должность, обладая определенной частью компетенции государственного органа:
а) предоставляет государственному гражданскому служащему конкретный объем прав и полномочий;
б) определяет размер денежного содержания государственного гражданского служащего;
в) характеризует положение государственного служащего в служебной иерархии;
г) подчиняет такую важную (и с правовой, и с психологической точки зрения) категорию, как классные чины .
Социально-правовой статус гражданского служащего – это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.
В юридической литературе большинство ученых используют понятие правовой статус, которым является комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, связанных с тем, что государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права . Как отмечает Ю.Н. Старилов, правовой статус (правовое положение) государственных служащих – это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений. С изменением этих отношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например, увольнение, отставка, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
2. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. – 2004. – № 162.
4. Киприянова, В.А. Особенности нормативного закрепления прав и обязанностей государственных гражданских служащих / В.А. Киприянова // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования. – 2019. – С. 75-78.
5. Клочко, Е.Н., Кравцова, Р.Е. Понятие государственной гражданской службы, принципы организации: кадровая работа в органах государственной гражданской службы / Е.Н. Клочко, Р.Е. Кравцова // Аллея науки. – 2018. – С. 271-275.
6. Мейер, В.М., Фофанова, А.Ю. Теоретические аспекты государственной службы: сущность, виды, принципы, функции и особенности регулирования государственной службы / В.М. Мейер, А.Ю. Фофанова // Актуальные вопросы современной науки. – 2019. – С. 26-33.
7. Тонких, В.А., Лытнева, Н.А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность / В.А. Тонких, Н.А. Лытнева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 310-311.
8. Тумакаев, Н.А. Принципы государственной гражданской службы в России / Н.А. Тумакаев // Система ценностей современного общества. – 2017. – С. 108-112.