Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Радикальное изменение социально-экономических и социально-политических отношений в российском обществе, которое произошло за последние двадцать лет с демократическими ценностями и рыночной экономикой, принесло России неизменное зло, сопровождающее реформы, - коррупцию, которая быстро приняла такие размеры и стали угрожать национальной безопасности и социальной стабильности. в обществе.
Об этом заявляют как представители российских органов государственной власти, так и независимые эксперты. Международные неправительственные организации ставят Россию в один ряд с такими странами, как Кения, Папуа-Новая Гвинея, Камбоджа, Гвинея, Центральноафриканская Республика, Лаос, Таджикистан и Конго по уровню коррупции. Не утешительный диагноз системе социального управления был поставлен в свое время отечественными исследователями. В связи с таким положением дел в системе муниципального и государственного управления вопросы противодействия коррупции становятся приоритетными направлениями государственной политики. Создание системы многоуровневого правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации закрепило антикоррупционный мониторинг в региональном законодательстве как один из инструментов такого противодействия, заимствовав этот инструмент из Модельного закона СНГ «Об основах законодательства об антикоррупционной политике». Хотя о необходимость использования антикоррупционного мониторинга для формирования и реализации эффективной национальной антикоррупционной политики отечественными экспертами указывалась и ранее.
Актуальность этой темы заключается в том, что сегодня коррупция стала серьезной угрозой закону, правам человека и серьезным социальным последствиям.
Проблема данной темы заключается в следующем: на сегодняшний день существующая государственная политика, реализуемая в сфере противодействия коррупции, не является эффективной и нуждается в поиске новых, более свежих идей. Поскольку коррупция сама по себе стала серьезной угрозой закону, правам человека и тяжелым социальным последствиям. Антикоррупционный мониторинг позволяет антикоррупционным программам более эффективно выполнять свои задачи, но также требует особого внимания и совершенствования. антикоррупционный мониторинг государственная политика.
Целью настоящей работы является рассмотрение антикоррупционного мониторинг: понятие, содержание и перспективы развития.
Задачи:
Изучить антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание;
Изучить перспективы развития антикоррупционного мониторинга.
Объект исследования является антикоррупционный мониторинг.
Предметом понятие, содержание и перспективы развития.
Создание системы антикоррупционного мониторинга требует решения ряда задач, в том числе организационно-правовых, научно-методических. От качества решения этих задач во многом будет зависеть эффективность системы, а также степень доверия к результатам исследований.
Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание
Понятие мониторинга получило широкое распространение во второй половине XX века. В современной социологической, политической, экономической и юридической литературе используются самые разнообразные определения мониторинга. Их общий смысл сводится к обозначению мониторинга как системы регулярного (с заданной периодичностью) сбора информации, ее оценки и анализа с использованием заранее выбранных показателей состояния каких-либо процессов.
До восьмидесятых годов прошлого века мониторинг использовался в естественных науках и широко применялся в метеорологии и экологии. С середины восьмидесятых годов мониторинг стал активно входить в общественные науки, обозначая систему отслеживания социальных процессов с целью своевременного выявления неблагоприятных тенденций и предотвращения нежелательных событий .
В энциклопедических словарях также можно найти более подробные описания «мониторинга», представляющего собой систему сбора и обработки информации, используемую для совершенствования процесса принятия решений, а также для информирования общественности (как инструмент обратной связи при реализации проектов, оценке стратегий или разработке политики в той или иной сфере жизни). В таком контенте мониторинг выполняет несколько функций:
выявляет текущее состояние, тенденции и векторы изменений изучаемых процессов и явлений, для которых планируется разработать программу действий на будущее;
устанавливает связи с различными элементами исследовательской среды, формируя каналы обратной связи с целью получения информации о плюсах и минусах реализуемых политик, проектов или программ;
проверяет соответствие предмета исследования существующей нормативно-правовой базе, утвержденным процедурам и правилам, договорным обязательствам и т.д.
Таким образом, мониторинг можно рассматривать как эффективный инструмент информационного обеспечения управленческой деятельности, особенно если данный вид деятельности является более или менее длительным, характеризующимся стадиями или циклами процесса.
Учитывая тот факт, что мониторинг все чаще используется при анализе социальных явлений и процессов, принято выделять мониторинг, в основе которого лежит специфический инструментарий социологических исследований. Под пристальным вниманием такого исследования могут оказаться криминологически значимые явления .
Решающим фактором, определяющим состояние и развитие политики, экономики, социальной сферы, обеспечение прав и свобод граждан, является во многом деятельность органов власти в сфере противодействия коррупции. В определенном смысле здесь можно говорить о внутреннем и внешнем «аудите» деятельности органов государственной власти. И то, и другое априори имеет как преимущества, так и недостатки и само по себе не может рассматриваться как универсальный и всеобъемлющий инструмент мониторинга. Поэтому вряд ли уместно противопоставлять мониторинг государственной деятельности, осуществляемый государственными организациями, аналогичным исследованиям, проведенными неправительственными и общественными структурами. Скорее, следует говорить об их взаимодополняемости.
Цели проведения «внешнего» и «внутреннего» мониторинга деятельности одного и того же объекта во многом зависят от задач, поставленных субъектами мониторинга.
В связи с этим задачами мониторинга деятельности государственных органов, осуществляемого государственными организациями, как правило, являются:
оценка состояния системы управления процессами и явлениями, входящими в компетенцию проверяемых органов;
оценка расходования бюджетных средств и других материальных ресурсов соответствующими органами;
оценка компетентности руководства соответствующих органов, их соответствия занимаемым должностям;
контроль за выполнением программ или планов, обеспечение выполнения решений, принятых вышестоящими органами, соблюдение требований законодательства;
подготовка предложений по возможным корректировкам существующих планов и программ;
создание механизмов, направленных на предотвращение негативных последствий деятельности соответствующих органов власти;
разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности соответствующих органов власти на основе результатов проведенного мониторинга;
совершенствование механизмов обратной связи между нижестоящими и вышестоящими органами власти.
Мониторинг, осуществляемый общественными организациями, предполагает достаточно систематическое описание деятельности государственных органов, проводимое с целью выявления тех или иных нарушений в деятельности государственных органов, таких как нарушения прав граждан, неэффективное расходование бюджетных средств, невыполнение решений вышестоящих органов власти, обещаний избранных руководителей перед выборами и т. д.
По результатам мониторинга его организаторы могут разработать рекомендации законодательного или иного характера, направленные на совершенствование деятельности соответствующих органов государственной или муниципальной власти .
Допустимо предположить, что мониторинг деятельности органов государственной власти, муниципального или государственного управления, осуществляемый правозащитными, общественными и некоммерческими организациями, является формой гражданского контроля за деятельностью этих органов.
При мониторинге государственных органов одна из ключевых задач - получение объективных результатов, не вызывающих недоверия и подозрений в предвзятости со стороны представителей самой системы государственного управления, а также гражданского общества. Во избежание таковых недочетов соблюдают требования:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев А.М. Российская уголовная политика: преодоление кризиса // А.М. Алексеева, В.С. Овчинсккий, Э.Ф. Побегайло – М.: 2006, 144 с.
2. Астанин В.В. Научно-практический комментарий к федеральному закону от 25 декабря 2008 г «о противодействии коррупции» // В.В. Астанин – СПб.: 2009
3. Астанин В.В. Антикоррупционная политика: криминологические аспекты // В.В. Астанин – М.: 2009
4. Бурлаков А.В. Состояние и тенденции должностной преступности в Российской Федерации // А.В. Бурлаков – М.: 2005
5. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность // А.И. Долгова – М.: 2011, 668 с.
6. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция // А.В. Куракин – М.: 2009
7. Лопашенко Н А. Основы уголовно-правового воздействия // Н.А. Лопашенко – СПб.: 2004, 339 с.
8. Скобликов, П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России // П.А. Скобликов – М.: Норма, 2008, 272 с.
9. Стороженко И.В. Антикоррупционный мониторинг организации экономического сотрудничества и развития: публично-правовой аспект организации противодействия криминальным формам коррупции // И.В. Стороженко – М.: 2010, 35-37 с.