Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическая часть.
Современная специфика нормативно-правового регулирования и государственной поддержки
Направления государственной политики по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов определяет Федеральный закон от 6.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах» (изменения и дополнения: 22 августа 2004 г., 5 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 декабря 2012 г., 29 июля 2017 г.). Законом предусмотрено, что основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов. А также: народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.
В соответствии с законом Российской Федерации от 9.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», народные художественные промыслы включены в область применения Основ законодательства о культуре. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 № 438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере народных художественных промыслов осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ.
Вопросы сохранения и популяризации места традиционного бытования народных художественных промыслов отражены в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».
Министерство промышленности и торговли России 20 июля 2015 года утвердило Стратегию развития народных художественных промыслов на 2015–2016 годы и на период до 2020 года. Она основывается на признании промыслов важнейшим инструментом развития современной отечественной культуры, основой этнокультурной самоидентификации, а также активизации творческого потенциала народов России.
Документ подписал Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Народным умельцам, – которых, по официальной статистике, в стране насчитывается свыше 30 000 чел., – разрешили продавать свои высокохудожественные изделия без уплаты НДС, снизили страховые взносы, помогли федеральными и региональными субсидиями. Еще одна государственная задача – превращение мест традиционного «обитания» народных художественных промыслов в туристические комплексы национального и международного значений. В России, подсчитали в Минпромторге, таковых – свыше 60 мест.
Целью стратегии является сохранение и развитие народных художественных промыслов как универсальной ценности, а также ресурса для развития культуры и образования в стране.
Стратегия призвана способствовать решению комплекса проблем, затрудняющих стабильное функционирование и развитие сферы народных художественных промыслов; стать базовым документом для разработки программ, планов, проектов, мероприятий федеральными и региональными органами власти.
К приоритетным направлениям государственной поддержки в сфере народных художественных промыслов следует отнести:
- совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и развития народных художественных промыслов;
- государственный учет и контроль за сохранностью высокохудожественных изделий народных художественных промыслов музейного уровня;
- популяризация и продвижение изделий народных художественных промыслов;
- совершенствование механизмов борьбы с контрафактной продукцией;
- повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов;
- совершенствование системы маркетинга и сбыта;
- интеграция народных художественных промыслов в индустрию туризма.
Отраслевую стратегию в интервью «Российской Бизнес-газете» прокомментировал статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов: «Субсидирование расходов предприятий народных художественных промыслов остается важной мерой поддержки отрасли. Мы выступаем за увеличение объемов субсидирования. В перспективе мы также планируем изменить вектор поддержки отрасли народных художественных промыслов от предприятия к мастеру. Может быть, это будут гранты мастерам, имеющим учеников, тем самым обеспечивающим сохранение и воспроизводство исторически сложившихся народных ремесел.
Предприятия, располагаясь на территориях, где исторически сложился и развивается тот или иной народный художественный промысел, есть инфраструктура, сырье, фактически являются градообразующими. В качестве первоочередных антикризисных мер по финансовой поддержке отрасли министерство предлагает правительству включить эти организации в перечень системообразующих предприятий, оказывающих существенное влияние на промышленность и торговлю. А это означает стабильную господдержку» [1].
В перечне затрат, подлежащих возмещению в 2019 г. за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства:
Затраты, связанные с приобретением, доставкой и установкой основных средств (за исключением легковых автотранспортных средств), участвующих в производственном процессе изготовления изделий ремесленничества и народных художественных промыслов.
Затраты, связанные с приобретением и доставкой сырья и материалов предназначенных для изготовления изделий ремесленничества и народных художественных промыслов.
Затраты, связанные с обучением и повышением квалификации работников субъектов малого и среднего предпринимательства по программам обучения специалистов в сфере народных художественных промыслов и ремесленничества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вестник предпринимателя// Ремесленничество в России: бизнес или увлечение. URL: http://osspb.ru/activity/vestnik?rubrik=tema_nomera&journal=8_oktyabr_2018 (Дата обращения: 05.03.2020).
2. Интегратор МастерДел.ру // Резьба по дереву. URL: https://spb.masterdel.ru/master/rezba-po-derevu/ (Дата обращения: 10.03.2020).
3. Кластер ремесел Санкт-Петербурга URL: https://vk.com/klasterremesel (Дата обращения: 24.03.2020)
4. Невский ларец. URL: https://larets.expoforum.ru/ (Дата обращения: 11.03.2020)
5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 18.07.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (Дата обращения: 05.03.2020)
6. Официальный сайт Центра народно-художественных промыслов и ремёсел «ЦНХП». URL: https://fond-msp.ru/podderzhka-remeslennichestva. (Дата обращения: 05.03.2020).
7. Приказ Минпромторга России от 20.07.2015 N 2011 "Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015 - 2016 гг. и на период до 2020 года" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252153/ (Дата обращения: 05.03.2020)
8. Савченко В. Народные художественные промыслы и ремёсла. Краткие очерки // Союз художников – 2015 – 120 с.
9. Ткацкий клуб «Кросно» https://vk.com/krosno. (Дата обращения 18.03.2020)
10. Федеральный закон от 6.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах». URL: http://base.garant.ru/179957/ (Дата обращения: 05.03.2020)
11. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ / (Дата обращения: 05.03.2020)
12. Фонд Искусств и Ремёсел ХОРСъ URL: https://vk.com/unity_xopc (Дата обращения: 24.03.2020)
13. Школа ткацкого ремесла, кройки и шитья Grasser. URL: https://grasser.ru (Дата обращения 18.03.2020)
14. Шугдяков А.В., Скосырских Б.Р. Цифровой маркетинг как инструмент формирования прогресса URL http://happymodern.ru/dizajne-interera-tendencii-2018-foto/ (Дата обращения: 10.03.2020).