Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретический вопрос
Приведите примеры классификация целей организации по иерархии (от стратегических до оперативных).
Назовите основные требования к формулированию целей организации.
Перспективный подход в менеджменте непосредственно связан с целенаправленностью управления, т.е. определением желаемого состояния организационной системы в будущем. Таким образом, при формировании цели предполагается некоторый отрезок времени от начальной точки состояния системы до точки, установленной топменеджментом.
Классическая модель целеполагания фирмы исходит из приоритетности формирования многоуровневой системы целей, основывающейся на стратеги стратегического управления, позволяющего компании выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, изменение и появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Цели классифицируются по долгосрочности реализации на стратегические (3-5 лет), тактические(от 1 мес, до 3 лет) и оперативные (до 1 мес). Однако временные границы могут быть несколько другими в зависимости от масштабов деятельности компании и динамичности развития отрасли или рынка, в которой она функционирует.
Процесс формирования целей при долгосрочном подходе и стратегическом подходе иллюстрирует рисунок 1.1.
Рисунок 1.1 - Формирование целей при стратегическом подходе
Если миссия устанавливает общие ориентиры и направления функционирования и развития, то конкретные конечные стадии стратегического управления фиксируются в виде целей.
Целевая ориентация предприятия – это всегда система индивидуально определенных показателей, к которым она стремиться, выполняя свою деятельность. Эти показатели могут затрагивать самые разнообразные аспекты: рыночные, производственные, ассортиментные, ценовые, социальные и т.п. Получить ожидаемый результат возможно только когда есть понимание комплекса и иерархии целей.
Иерархия целей представляет декомпозицию целей высшего уровня. Особенности иерархического построения целей заключаются в том, что цели высшего уровня имеют более широкий диапазон и долгосрочный часовой интервал в достижении цели. Цели низшего уровня выступают своего рода в качестве средств достижения целей высшего уровня.
Целые организации и ее подразделений образуют определенную сеть. Подчеркнем, что иерархия графически изображается в виде графа типа "дерево", которое является вырожденным случаем сети (рис.1.2).
Рисунок 1.2 - «Дерево целей» фирмы
Основой системы управления некоммерческими организациями, собственно говоря, так же как и коммерческими, являются цели и миссия организации. Отличие только в том, что личная прибыль уже не является целью организации, и это большой плюс с точки зрения мотивации коллектива организации [13, С.65].
Четко сформулировав миссию организации можно представить видение организации, такой организации, которая сможет исполнять свою миссию и достичь поставленную цель. Ну а далее, частные стратегические цели и разработать программы практического реализации видения – программы практического построения организации.
Постановка цели идет по схеме: цель - средство ее достижения - цель.
Цели систем низшего уровня должны быть совместимы с целями систем высшего уровня и направлены на достижение последних.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гравшина И. Н. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / И. Н. Гравшина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 296-298.
2. Егорова Ю.А. Роль целеполагания в системе управления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 91-92
3. Ильенков Д.А. Управление по целям: преимущества и недостатки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7151 (дата обращения: 19.11.2016).
4. Когда цели собственника бизнеса и персонала совпадают // http://dvkapital.ru/partner/dfo_23.08.2011_32_kogda-tseli-sobstvennika-biznesa-i-personala-sovpadajut.html
5. Климова Т.В., В. К., Лебедева Е. А. Совершенствование управления персоналом с применением методов управления по целям // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1(45). – Новосибирск: СибАК, 2015.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента. /ИНФРА-М, 2010.
7. Никитин А.И., Скачков Р.А. Формирование стратегического целеполагания предприятий региона // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12-1. – С. 218-220
8. Одинцова М.А. Целеполагание как одна из проблем стратегического менеджмента //Экономический журнал – 2016 - №41 – С.4
9. Пригожин А.И. Качество целей.//Общественные науки и современность, 2010, № 1, с. 114-125
10. Селюков М.В. К вопросу о теории и практике целевого менеджмента // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12-3. – С. 657-661
11. Селюков М.В. Процесс постановки целей в системе менеджмента организации // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4700 (дата обращения: 24.10.2016).
12. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2005.
13. Слинкова О.К., Скачков Р.А анализ научных подходов к целеполаганию и его роль в процессе управления // Известия УрГЭУ. – 2015. - №3. – С.65-69
14. Смирнов О. Технология целеполагания по Гоголю // Электронный источник: http://www.improvement.ru/bibliot/gogol/gogol01.shtm
15. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144
16. Черняк В.И. Развитие целевого подхода к управлению в органистической концепции менеджмента // GISAP: Economics, Jurisprudence and Management. - International Academy of Science and Higher Education London, United Kingdom, №1 May 2013. – С. 69-73
17. Черняк В.И. Системные основы органистических принципов управления (менеджмента) //Материалы XXVIIмеждународной научно-практической конференции «Экономико-правовые и управленческие методики преодоления социальных кризисов»,Лондон,28 июня–06 июля 2012.- С. 152-155