Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Общая характеристика развития ремесла и торговли в средневековых городах Европы. Клейм и штамп, печати как идентификация товара 4
2 Рыцарские гербы и геральдика 6
3 Цеховые эмблемы как репрезентация товаров и услуг цеховых объединений, купеческих гильдий Средневековья 7
Заключение 10
Список используемой литературы 11
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменение знаковых форм в Западной Европе начинается со следующих направлений развития материальной культуры социума, которые связаны с этими формами: геральдики (от лат. heraldus - «глашатай»), сфрагистики (от греч. sphragis - «печать»), вексиллографии (от лат. vexillum - «знамя») и орнаментики (от лат. ornamentum — «украшение»), искусства орнаментации предметов материальной культуры, изделий текстильной и легкой промышленности. Орнаментализм при этом – универсальный способ формальной структуризации композиций этих направлений. Он – основа создания отдельных произведений в геральдике, сфрагистике и вексиллографии.
Целью данной работы является рассмотрение ремесленнической эмблематики в контексте корпоративной культуры объединений ремесленников и купцов в средневековых европейских городах.
Задачи:
- дать общую характеристику развития ремесла и торговли в средневековых городах Европы; описать клейм и штамп, печати как идентификацию товара в средневековых городах Европы;
- рассмотреть рыцарский герб и геральдику;
- изучить цеховые эмблемы как репрезентацию товаров и услуг цеховых объединений, купеческих гильдий Средневековья.
1 Общая характеристика развития ремесла и торговли в средневековых городах Европы. Клейм и штамп, печати как идентификация товара
С развитием ремесла и торговли средневековые ремесленники начинают метить свои товары специальными знаками - «клеймами». Постепенно городская культура расцветает, контакты между людьми уже не обеспечивали нужный минимум осведомленности о том, какие товары производятся, какой нужен объем производимых товаров. Появляется посредник между тем, кто товар изготавливает, и покупателем этого товара. Появляется прослойка купцов, кто увозил товары далеко от места их производства. В таких обстоятельствах клеймо являлось идентификацией личности производителя и гарантией качества продукта или товара.
Покупатель, осуществляя свой выбор при покупке товара, отдавал предпочтение тем товарам, которые были уже известны. А распознавание таких товаров производилось по знаковым клеймам.
После клейма способом маркирования является штамп, который представлял вырезанное на прочном материале зеркальное изображение эмблемы или другого знака. Штампы были источником возникновения оттисков на сургуче, воске и других материалах – на печатях. Оттисками печатей оформлялись письма, распоряжения правительственного характера.
Еще в Древнем Риме сенаторы и всадники как представители высших классов обладали правом на личную печать. Она, как правило, была вправлена в кольцо из золота и всегда сопровождала своего владельца. После того, как владелец умирал, оригинал печати помещался в захоронение или ликвидировался, чтобы не было подделок этой печати .
В качестве знаков собственности использовали универсальные изображения-архетипы – окружности как знаки соляра, знаки креста. Это было связано с религией и верой в магическое значение знаков. Такая маркировка товаров в представлении общества того времени отдавала их под охрану сил магии.
Откуда берут начало авторские знаки? Прототипы современных товарных знаков в культурной истории – знаки собственности - тамги, индивидуальные, цеховые и фабричные клейма, штампы, печати.
Авторские знаки – это авторские подписи на товарах – были способом удостовериться в том, что именно определенный человек или личность изготавливал этот товар. Авторский знак наносился самим мастером на созданный им предмет. Наиболее древними носителями авторских знаков были керамические предметы, строительные блоки из камня и кирпичи.
Первые надписи часто являлись своеобразной рекламой. Еще в античности, к примеру, в городе Херсонесе были найдены помеченные авторскими знаками амфоры, светильники. Они обозначали фабричную марку.
Но нас интересуют Средние века. Когда расцветают цеха ремесленников в Западной Европе, мастера оружейных дел начинают помечать своими фамилиями или прозвищами клинки мечей или другое оружие. В Италии бумагоделы помечали бумагу своей фамилий водяными знаками, к примеру, «Фабриано».
Каменщик в Средние века после пяти лет обучения получал специальный графический знак
Фрагмент для ознакомления
3
1) Винбахов Г.В. Геральдика — вспомогательная историческая дис-циплина (к вопросу о предмете исследования и структуре). Геральдика: материалы и исследования. — Л., 1983. — С. 3−11.
2) Кириллова А. Английский город XIII−XIV вв. Ученые записки МГПИ. — М., 1949. — Т. 59. — Вып. 3.
3) Куманецкий К. История Древней Греции и Рима. — М., 1990. — 350 с.
4) Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. — М.: АО Вече АCT, 1996. — 432 с
5) Черных А.П. Трактат Бартоло ди Сассоферрато «О знаках и гербах. Средние века». Вып. 52. — М., 1989. — С. 307−322.
6) Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена. — СПб., 1905−1907. — Т. 1. — 312 с. Т. 2. — 303 с.