Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы изучения заключается в том собственно, что в реальное время в Российском обществе очень огромную роль, и большой смысл имеют вопросы, которые относятся к защищенности страны и общества. На первый план всё-таки ставятся эти основные элементы механизма страны как органы и учреждения защищенности. В следствие этого я считаю, собственно что изучение подобный темы, как Федеральная служба безопасности, её состояние в механизме страны и имеет особое для меня значение.
Иными словами, эффективное, успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед этим государственным образованием, во многом определяет его роль в осуществлении работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, которая определяет положения разбираемого мной вопроса.
В настоящее время необходимым атрибутом успешного развития демократического правового государства, системы обеспечения национальной безопасности России, гарантии защиты прав личности, общества и государства, поддержания конституционного строя страны является Федеральная служба безопасности как основное правозащитное звено в структуре правоохранительных органов по отстаиванию национальных интересов Российской Федерации. Масштабы деятельности по направлению безопасности – контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности – определяют ее сущность, роль и правовое значение.
Цель работы состоит в изучении методов административно-правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности.
Методы административно-правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности
Метод – от греческого «methodos» в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Советский лингвист С. И. Ожегов определил метод следующим образом: метод – способ воздействовать, поступать каким-нибудь образом (метод воздействия, внушения). Этимология самого слова «метод» позволяет определить суть и в методе правового регулирования. Так, метод правового регулирования – представляет собой определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Исходя из данного определения метода правового регулирования можно определить понятие метода в административно-правовом регулировании, но для начала стоит отметить специфику и особенности метода административно-правового регулирования, чтобы с помощью логического приёма индукции (от частного к общему) определение понятия метода административного права.
Так, специфика метода административно-правового регулирования определяется сущностью государственного управления как юридически властной деятельности. Эту сущность можно понять через сравнение отраслей, в частности, можно сравнить метод административного права и метод гражданского права. Так, гражданскому праву присущ метод юридического равенства сторон, который имеет свои способы воздействия на общественные отношения, а именно правонаделение, диспозитивность, исковая форма защиты и имущественный характер ответственности. Сущность этого метода условно сводится к одному: к непосредственному равенству сторон гражданских правоотношений. Что касается метода административного права, то здесь абсолютно наоборот, преобладание неравенства сторон административно-правовых отношений. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления, где объект управления именно подчинен субъекту управления, т.е. возможность договорных методов регулирования значительно ограничена. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что административному праву характерен метод юридического властвования или, как определяют его учёные юристы, метод властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления, также стоит отметить, что данные предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.
Особенности метода административно-правового регулирования вытекают из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права, и определить их можно следующим образом:
1. Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты). Суть этих предписаний состоит в том, что одной из сторон административных правоотношений предоставляется определённый объём юридически властных полномочий в отношении второй стороны, которая не обладает такими полномочиями, а как следствие, обязана подчиниться предписаниям, который исходят от носителя распорядительных прав. Первая сторона таких отношений именуется управляющей, а вторая – управляемой. В данных отношениях воля управляемого подчиняется единой управляющей воле, а носителем последней воли является тот или иной субъект исполнительной власти. Данная особенность метода административноправового регулирования отражается в императивных предписаниях.
2. Метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления участников отношения. Это означает, что волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой стороны, т.е. определённые юридически властные предписания отнесены законодательством к компетенции определённых субъектов исполнительной власти.
3. В конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего органа исполнительной власти).
4. Властность и односторонность как наиболее существенные признаки метода административно-правового регулирования не исключают использования в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Здесь же стоит отметить, что подобного рода дозволения предусматриваются административно-правовыми нормами. Так, например, субъекты административного права могут заключать административно-правовые договоры и (или) соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти РФ и иные.
Метод административно-правового регулирования является особым средством, с помощью которого возможно регулировать общественные отношения таким образом, чтобы это не противоречило сущности права и соответствовало общественным стандартам поведения, признанным государством.
Во-первых, роль метода административно-правового регулирования состоит в том, что законодатель посредством специальных правовых средств устанавливает определённый порядок действий, следуя которому государственные органы могут выполнять задачи, непосредственно возложенные на них государством, в частности, обеспечение общественного порядка.
Во-вторых, благодаря специфическим средствам административно-правового регулирования субъектам административного права предоставляется возможность совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определённых этой нормой. Так, гражданин может поступить на службу в органы прокуратуры, либо нет. Данное действие гражданина, в частности, зависит от его воли.
Волеизъявление, как правовая категория, не везде предусматривается нормами административного права, тем не менее, оно существует и также является выражением метода административного права.
В-третьих, с помощью административно-правовых средств, способов правового регулирования осуществляется предоставление возможности выбора одного или нескольких из предусмотренных