Фрагмент для ознакомления
1
1. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах 3
2. Понятие, цели, задачи, требования и субъекты проведения оперативно-розыскного мероприятия 6
Список использованной литературы 11
Фрагмент для ознакомления
2
1. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах
Можно выделить следующие типичные оперативно-розыскные ситуации по применению средств оперативной техники при проведении оперативно-розыскных мероприятий:
- невозможность или крайняя затруднительность получения оперативно значимой информации иным путем;
- быстрота и эффективность, которые сопутствуют поставленной цели;
- возможность зашифровать оперативно-розыскные силы, средства и методы работы;
- возможность искусственного создания условий для наиболее вероятного оставления следов преступления.
Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий в УИС в широком смысле можно сформулировать как систему правовых, научных, организационных и иных мер по созданию необходимых условий для разработки, внедрения и практического использования оперативно-технических средств, применяемых для решения возложенных на оперативные подразделения УИС оперативно-служебных задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания .
Соответственно, субъектами такого обеспечения являются соответствующие управления ФСИН России, учебные и научные учреждения ФСИН России, территориальные органы.
Представляется, что оперативно-техническое обеспечение розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе в узком смысле характеризуется следующими признаками:
- осуществляется только в рамках и способами, которые указаны в законах и подзаконных, в том числе ведомственных нормативных, актах ФСИН России;
- субъектами этой деятельности могут быть только оперативные сотрудники, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие;
- практическое применение оперативно-технических средств осуществляется в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации.
Техническая оснащенность оперативных подразделений полиции. Этот элемент наиболее значимый в представленной нами системе. Техническая оснащенность оперативных подразделений уголовного розыска выражена в степени оснащенности оперативно-техническими средствами обнаружения и фиксации оперативно значимой информации. Степень технической оснащенности как в качественном, так и в количественном отношении отражает возможности оперативных подразделений полиции успешно решать поставленные перед ними оперативно-служебные задачи по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания.
При организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной системе следует принимать во внимание законодательные и нормативно-правовые установления, касающиеся конституционного статуса лиц и правового положения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах.
Некоторые конституционные права указанных лиц обеспечиваются наравне с правами законопослушных граждан. Несмотря на то что конституционные положения распространяются на всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, между законопослушным гражданином и лицом, отбывающим наказание в местах лишения свободы, имеется существенное различие. В связи с вступлением в силу приговора суда о применении наказания в виде лишения свободы меняется и правовое положение лица, осужденного к лишению свободы. В отношении его начинает действовать уголовно-исполнительное законодательство. Соответственно, часть конституционных прав превращается в обязанности для осужденного к лишению свободы, что, в свою очередь, не противоречит международным стандартам .
Так как лицо, осужденное к лишению свободы, признано виновным в совершении преступления, а именно посягнуло на права либо свободы иных лиц, а государство, обеспечивает их защиту, то в этих целях на осужденных и налагаются определенные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации ограничения.
Оперативные подразделения наделены правом и обязанностью осуществлять оперативно-розыскную деятельность, задачами которой являются в том числе выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Тем самым оперативно-розыскные средства и методы, используемые в исправительных учреждениях, можно отнести и к оперативно-режимным, не требующим судебного санкционирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что право осужденного на тайну телефонных переговоров, гарантируемое Конституцией Российской Федерации, ограничивается и самой Конституцией, статусом осужденного, определенным приговором суда, а также федеральными законами и иными нормативными актами, регламентирующими порядок отбывания наказания в виде лишения свободы. Следовательно, проведение в отношении осужденных оперативно-технических мероприятий по снятию информации с технических каналов связи и прослушиванию телефонных переговоров, предусмотренных нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", имеет правовое основание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921.
3. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 N 5473-1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/ (дата обращения: 18.08.2020).
4. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 N 103-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7270/ (дата обращения: 18.08.2020).
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 33. - Ст. 3349.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Российская газета. - № 152. - 11.08.1998.
7. Атмажитов В.М. О сущности оперативно-розыскной деятельности / В.М. Атмажитов // Труды академии управления МВД России. - 2018. - № 1 (5). - С. 66-70.
8. Быков А. В. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность / А.В. Быков. - М.: Норма, 2019. – 358 с.
9. Гребенников А. В. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / А. В. Гребенников // Молодой ученый. - 2019. - № 28 (266). - С. 105-107.
10. Шумилов А. Ю. В поиске сущности и содержания современной оперативно-разыскной науки: взгляд сысколога / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 2 (43). - С. 4-9.