Фрагмент для ознакомления
2
1 Диагностика финансовых результатов деятельности предприятия
Усложнение характера деятельности предприятий в современных условиях предъявляет новые требования к управлению, к методам исследования и оценки результатов деятельности предприятий. Разработка новых решений теоретического и прикладного характера нужна для обеспечения высокой эффективности аналитической и управленческой деятельности предприятий в рыночных условиях. Именно поэтому в настоящее время сложились объективные предпосылки для применения в системе управления деятельностью предприятий такого инструмента, как финансовая диагностика, который позволяет проводить детальное исследование деятельности предприятия и служит базой для обоснования эффективных управленческих решений.
Финансовая диагностика предполагает определение текущего состояния предприятия и динамики его изменений, возможных путей решения выявленных проблем с помощью расчетов, оценки и интерпретации комплекса финансовых показателей.
Проведение финансовой диагностики направлено на решение решения следующих задач:
- Определение состояния предприятия на момент исследования;
- Выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
- Определение "узких мест", которые негативно влияют на финансовое состояние предприятия;
- Выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния;
- Разработка организационно-технических мероприятий по улучшению исследуемых показателей.
Диагностика финансовых результатов позволяет на основе системного подхода проводить детальную диагностику финансовых результатов от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия, получать для этого достоверную и полную информацию, которая служит базой для разработки и принятия эффективных управленческих решений.
На схеме ниже представлен перечень методов, используемых при проведении анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Рисунок 1 – Методы анализа финансовых результатов
Суть вертикального анализа, проводимого с целью изучения доходов и расходов, заключается в нахождении значения отношений каждого из показателей хозяйственной деятельности к сумме выручки за данный период. Целью проведения подобного анализа становится выяснение роли каждого дохода и каждой затраты в формировании итогового результата. Предпочтительно, чтобы анализ показал высокую долю себестоимости в общей выручке.
Проведение горизонтального анализа заключается в том, чтобы сопоставить значения одного выбранного показателя за какой-либо отрезок времени. Основной его задачей является оценка вероятности успешного развития компании и увеличения ее прибыли в будущем. С этой целью финансовые эксперты стараются получить ответы на следующие вопросы:
• какова вероятность стабильного роста чистой, доналоговой, операционной и валовой прибыли в динамике;
• насколько финансовые расходы (% к уплате) растут быстрее, чем величина заемных средств в бухгалтерском балансе (или наоборот);
• как быстро растут финансовые доходы (% к получению) в сравнении с инвестициями;
• какова скорость роста себестоимости относительно размеров выручки (если себестоимость растет быстрее, значит, менеджмент не справляется с управлением производственными расходами);
• с какой скоростью относительно темпов роста выручки увеличивается чистая прибыль.
Для оценки результатов проведенного выше анализа применяется метод относительных показателей.
Рисунок 2 – Расчет показателей рентабельности
Финансовые аналитики производят расчет коэффициентов рентабельности ради проведения оценки показателей прибыли, полученной предприятием за период:
Перечисленные на рисунке показатели рентабельности продаж выражают промежуточные результаты в ОФР в виде % от выручки (например, операционную и валовую прибыль).
А показатели рентабельности инвестиций демонстрируют отношение прибыли к собственному (акционерному) капиталу, активам:
• для рентабельности обычного