Фрагмент для ознакомления
2
1. Внебюджетные фонды: источники формирования и направления использования
Внебюджетные государственные фонды – это денежные фонды, образуемые вне федерального и региональных бюджетов РФ с целью обеспечения реализации конституционно закрепленных прав граждан на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь и охрану здоровья.
В России функционируют следующие государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд - это внебюджетный целевой фонд, осуществляющий выплаты пенсий по старости, по потере кормильца, социальных пенсий по инвалидности [1, c. 99].
Пенсионный фонд РФ является крупнейшей федеральной системой по предоставлению социальных услуг. Это автономная форма аккумулирования и расходования денежных средств. Цель Пенсионного фонда — реализация государственной функции по обеспечению пенсиями и пенсионному страхованию граждан России.
К источникам финансовых ресурсов ПФ относятся:
средства федерального бюджета;
взносы и страховые платежи; средства резервных запасов для выплаты накопительной пенсии;
суммы финансовых санкций и пеней;
добровольные взносы организаций и физических лиц, которые уплачены ими не в качестве застрахованных лиц или страхователей;
доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
пенсионные накопления физических лиц, которым назначена срочная выплата пенсии;
иные источники, которые не запрещены законодательством РФ.
Средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год проходит с утверждением норматива оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда России определяется Бюджетным кодексом государства и является консолидированным.
План формирования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования называют бюджетом Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд РФ как субъект пенсионного страхования является Страховщиком, остальные субъекты выступают страхователями и застрахованными лицами.
При составлении бюджета ПФ соблюдают баланс его доходов, так и расходов. За счет средств бюджета происходит финансовое обеспечение выплат страховых пенсий. Единую общегосударственную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования составляют Пенсионный фонд РФ и его региональные органы.
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на:
- выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
- выплату пенсий за счет средств бюджета;
- материально-техническое и финансовое обеспечение фактической деятельности страховщика (включено содержание территориальных органов и центрального аппарата) и др.
К доходам неналогового характера относятся:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы и дополнительные страховые отчисления на накопительную часть трудовой пенсии;
- отчисления по дополнительному тарифу страховых взносов для организаций-работодателей, которые используют труд членов лётного состава воздушных судов;
- взносы по дополнительному тарифу страховых взносов в пользу работников, занятых на производстве с вредными и тяжелыми условиями труда и тех, кто имеет право на досрочную пенсию;
- пени, недоимки и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ.
Безвозмездные поступления — это межбюджетные трансферты, которые безвозвратно и безвозмездно передаются из федерального бюджета, и другие поступления.
Расходы бюджета ПФ производятся на основании сведений о численности граждан, подлежащих получению установленных видов пенсий и их размеров. Деление расходов Пенсионного фонда РФ по функциональному признаку:
- на расходы по ОПС;
- на государственное пенсионное обеспечение;
- на формирование материнского капитала женщин, которые родили второго и последующего ребенка;
- расходы на материально-техническое обеспечение и управление.
Самая большая часть расходов Пенсионного фонда РФ (более 90%) приходится на расходы по обязательному пенсионному страхованию, которые связаны с выплатой трудовых пенсий, компенсаций и пособий. В круг выплат компенсации входят пособия неработающим гражданам, пособия на погребение, пособия гражданам, которые осуществляют уход за нетрудоспособными людьми, а также другим категориям. Особое внимание в данной категории расходов отводится тем, которые направлены на формирование накопительной части трудовой пенсии [7, с. 83].
Второй по объёму частью расходов Пенсионного фонда РФ (более 6%) являются расходы, связанные с государственным пенсионным обеспечением. Это выплаты пенсий федеральным государственным служащим, пенсий военнослужащим, выплаты социальных пенсий (пенсий лицам, пострадавшим от катастроф, участникам войны).
В составе этих расходов особая роль принадлежит расходам на пенсионные выплаты безработным гражданам, которые финансируются за счет средств федерального бюджета. Средства на расходы такого рода выделяются координатору деятельности ПФ Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Основным предназначением Фонда социального страхования выступает реализация прав населения на социальное обеспечение в случае рождения и воспитания детей, утраты кормильца, болезни и инвалидности. Его функции сводятся к концентрации денежных средств, предназначенных для социального страхования, обеспечению государственных пособий гражданам по предусмотренным случаям, а также участию в государственных программах охраны здоровья работников и социального страхования, оплате оздоровительных путевок и участию в финансировании оздоровительных детских лагерей и профилакториев.
Источниками формирования финансовых ресурсов ФСС служат:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование; осуществляющих трудовую деятельность на других условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
- доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольные взносы граждан и юридических лиц;
- ассигнования из федерального бюджета, предусмотренные на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
- прочие поступления, возмещаемые страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и других санкций, предусмотренных законодательством.
Расходы средств ФОМС реализуется исключительным образом на цели, которые определены российским законодательством, которое регламентирует его деятельность, и согласно бюджету, который утвержден федеральным законом. Оптимальная работа ФОМС обладает прямой связью с бесперебойным наполнением бюджетов, и в форме источников финансирования ОМС применяются следующие субъекты:
- Юридические лица (индивидуальные предприниматели, компании), вносящие платежи по страхованию за людей, которые числятся в штате как работники.
-Бюджеты, перечисляющие страховые взносы на граждан, которые официальным образом не трудоустроенных (граждане на пенсии; граждане, которые не достигли совершеннолетнего возраста; безработные);
- Добровольные взносы, которые вносятся организациями или гражданами (помощь спонсоров, пожертвования и др.);
- Инвестиции ФОМС, когда организация применяет наличествующие свободные средства для вложения при цели получить долгосрочную или краткосрочную прибыль.
Фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансирование медицинской помощи граждан, гарантированной на уровне государства в целом. В данном случае речь идет о создании равных условий для получения лекарственной и медицинской помощи, финансируемой за счет средств фонда в рамках соответствующих программ обязательного медицинского страхования. Данный фонд не только аккумулирует финансовые средства и обеспечивает равные права граждан на медицинскую помощь за счет средств фонда, но и осуществляет финансирования целевых программ.
2. Спрос на деньги и факторы, влияющие на спрос денег
Считается, что денежный рынок находится в оптимальном состоянии в том случае, если между спросом на деньги и их предложением установлено равновесие. То есть количество предлагаемых денежных средств должно быть равно тому количеству денег, которое хотят иметь домохозяйства и фирмы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дворецкая А. Е. Деньги, кредит, банки : учебник для вузов / А. Е. Дворецкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 472 с.
2. Денежный рынок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://report2019.moex.com/ru/performance-review/markets/money.
3. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для вузов / В. Ю. Катасонов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
4. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Ю. Катасонов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
5. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки : учебник и практикум для вузов / Г. А. Аболихина [и др.] ; под общей редакцией М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 436 с.
6. Деньги, кредит, банки. Финансовые рынки. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / С. Ю. Янова [и др.] ; ответственный редактор С. Ю. Янова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 299 с.
7. Звонова Е. А. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Звонова, В. Д. Топчий ; под общей редакцией Е. А. Звоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 455 с.
8. Иванов В. В. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов, Б. И. Соколов ; под редакцией В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.