Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Если говорить про период XV—XVII вв. в России, то главной характеристикой его является взаимосвязь процессов развития централизованного государства. Так, с одной стороны, создается единая территория государства при помощи объединения земель русских. С другой стороны, укрепляется политическая система и власть царя. В состав российского государства стали входить новые территории, которые теперь были объектом освоения хозяйства и крестьянства. Теперь благосостояние базировалась на земледелии (как, впрочем, и всегда). Земледельческий труд формировал богатство в обществе, позволял государству извлекать все больше материальных и демографических ресурсов для своей нормальной работы.
Приоритетными направлениями развития государственной политики были связаны с темой землевладения и сословием крестьян.
На Западе и в России сословия формировались на базе экономических отношений, но именно в России государство также активно принимало участие в данном процессе.
Целью данной работы является рассмотрение русской культуры XIV-XVII вв.
Задачи:
- рассмотреть иконописные школы в средневековой Руси;
- изучить архитектуру Московского Кремля как синтез художественных традиций Европы и древней Руси;
- описать русскую культуру XVI века и становление самодержавия;
- изучить новации в церковной культуре XVII века.
1 Иконописные школы в средневековой Руси
Ярославская иконописная школа представляет собой художественное явление искусства Древней Руси второй половины XVI - XVII вв. Данная школа стала развиваться в заключительный период развития искусства Древней Руси. Поэтому во многом данная школа подвела итог семивековому развитию русской иконописи. Данная школа сформировала на основе местной художественной традиции, которая существовала в Ярославле в XIII – XV веках.
Тверская школа иконописи XVI-XVII вв. Тверская икона отличается самобытностью и многогранностью своего выражения. Данной иконе принадлежало важное место в культуре Северо-Восточной Руси .
Строгановская школа иконописи XVI-XVII вв. Сибирские купцы Строгановы являлись известными меценатами, выделявшими внушительные средства на строительство церквей. У них была мастерская, в которой работали иконописцы. Для таких икон был характерна миниатюрность, сложность выполняемой композиции, яркость цвета, формирующая ощущение праздника. Иконописцы впервые стали дополнять изображения ликов фантастическими пейзажами, изображая диковинные растения, интересными облаками, предметами быта. Человек, природа на такой иконе изображались достаточно реалистично. Иконописцы применяли красные, желтые, розовые, зеленые тона. Также использовался черный, золотой и серебряный цвет.
Псковская школа иконописи XIII-XVI. Иконопись данной школы характеризуется ярко выраженным изображением лика. Композиционное оформление отличается асимметричностью, малоустойчивостью. Рисунок не очень точен, но выразителен. Колорит отличается сумрачностью, с преобладанием изумрудного, темно-зеленого цвета. Тона черные, плотные, красные, сероватые. Фоны чаще всего желтые.
2 Архитектура Московского Кремля как синтез художественных традиций Европы и древней Руси
Архитектура Московского Кремля была сформирована в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах.
Для строительства использовался красный кирпич, белый камень. Иван III пригласил для строительства итальянских архитекторов. Но некоторые башни возводились русскими строителями.
Одним из зданий является Успенский собор, который был возведен на месте первого каменного собора в Москве. Начало строительства собора – 1475 год. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в главный храм Кремля «охраняет» архангел Михаил. Архитектура Московского Кремля также заключена и в Благовещенском соборе, который располагается в юго-западной части Соборной площади. Собор был построен в конце XV века. Работа выполнялась мастерами из Пскова. Во время правления Ивана IV построена паперть из белого камня.
Архангельский собор. Данное здание появилось в начале XVI века. Строился он архитектором из Италии, следовавшим традициям русской архитектуры. Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века – Церковь Ризоположения, которая была построена после отступления татар от Москвы.
Палаты Московского Кремля на сегодня крайне интересны для туристов. При Иване Калите стали создаваться княжеские сокровища. В них хранились посуда, дорогая одежда, оружие. Прежде всего, это Оружейная и Грановитая Палаты.
Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.
Рисунок 1 - Собор Василия Блаженного вблизи
Изначально на месте Собора Василия Блаженного стояла деревянная Троицкая церковь, вокруг которой во время походов на Казань возводили храмы как знак победы русских войск. Когда Казань пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить церковь на камне. Изначально предполагалось окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии число увеличили до восьми. И на одном основании было построено 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви окружались открытой галереей – гульбищем – церковной папертью. Каждый храм был увенчан своим куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Масштабное по тем времена сооружение строили 6 лет – с 1555 до 1561 год. До 1600 года это было самое высокое московское здание.
Официальное название собора – собор Покрова на Рву. Но все знают его как храм Василия Блаженного. Предание гласит, что известный чудотворец Москвы собирал деньги на строительство храма и потом был похоронен рядом с его стенами .
Юродивый Василий Блаженный ходил по улицам Москвы босым, почти без одежды, говорил о помощи ближним и проповедовал милосердие. Предполагается, что он предсказал пожар 1547 года.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. - М.: ЭКСМО, 2003
2) Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко / Б.Р. Виппер. - М.: Наука, 1978
3) Европейское Возрождение и русская культура XV - середины XVII в. : контакты и взаимное восприятие : [сборник по материалам Международной научной конференции, прошедшей в Моcкве 17-18 октября 2011 г.]. — Москва : РОССПЭН, 2013. — 331, [4] с.
4) Ильин, М. Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII веков / Moscow: Monuments of Architecture of the 14th-17th Centuries / М. Ильин. - М.: Искусство, 2010
5) Лихачев Д. С., Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого : (конец XIV - начало XV в.). — Москва. — Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1962. — 172 с.
6) Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С.О. Шмидт. Сост.: М.И. Андреев, В.М. Карев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997