Фрагмент для ознакомления
2
кривая спроса сдвигается вправо. Если же товары-заменители дешевеют, то кривая спроса на наш товар сдвигается влево
Изменение вкусов потребителей. В результате успешной рекламной кампании потребители начинают покупать больше рекламируемого товара по каждой цене, т.е. кривая спроса сдвигается вправо. Наоборот, успешная социальная антиреклама вредных продуктов (сигарет, алкоголя и др.) приводит к сдвигу соответствующих кривых спроса влево
Изменение количества покупателей. Увеличение количества покупателей вызывает увеличение рыночного спроса, а уменьшение их количества вызывает его сокращение
Инфляционные ожидания. Ожидаемое повышение цены на товар побуждает потребителей закупать этот товар впрок, поэтому текущий спрос на него временно возрастает
Не следует смешивать увеличение объёма спроса вследствие снижения цены (движение точки вниз вдоль неподвижной кривой спроса) и увеличение спроса при каждой цене под воздействием неценового фактора спроса (сдвиг кривой спроса вправо). Изменение объёма спроса не меняет сам спрос, спрос остаётся прежним, изменение цены меняет лишь объем продаж. Изменение спроса – смещение кривой спроса, что означает изменение объёма продаж по прежней неизменившейся цене.
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определённой цене за определённый период. Предложение – это понятие, которое отражает желание и физическую возможность продавца/производителя продать некий товар. Предложение измеряют в единицах товара: штуках, килограммах и т.п. Производство – это возможность произвести некий товар, объем производства может быть больше объёма предложения и наоборот.
Предложение товаров имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающим прямую зависимость между двум переменными – ценой товара и его количеством, или объёмом продажи. Двигаясь по кривой предложения вправо, видно, что растёт объем товара под влиянием возросшей цены.
Закон предложения — прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определённого периода. Другими словами, по мере роста цен производители предлагаю к продаже большее количество товаров, а по мере падения цен – меньшее количество.
Неценовые факторы предложения - факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении - влево.
К неценовым факторам относят:
Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи - на единицу ресурсов можно получить больше продукции. С ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя, для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом.
Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешёвых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.
Цели фирмы. Основная цель любой фирмы -- максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка.
Снижение цен на ресурсы ведет к росту прибыли при тех же ценах и увеличению предложения. Кривая предложения при этом смещается вправо от первоначального положения. Рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек производства, снижению прибыли или возникновению убытка при тех же ценах и сокращению предложения. График смещается влево.
Понятие «объем товаров» не тождественно понятию «предложение товара». Количество и объём товара изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров.
Изменение объёма предложения изменение под влиянием цены, движение по кривой предложения. Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения, влево – уменьшение предложения, вправо- увеличение предложения, при условии, что цена товара остаётся неизменной.
Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определённого количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. Разновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Василенок В.Л., Макарченко М.А. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. - 217 с.
2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – С-Пб, 1994 – 448 с.
3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2007. - 416 с.
4. Учебник по основам экономической теории. Под ред Камаева В.Д. – М., «ВЛАДОС», 2003. – с.380
5. Экономика. Учебник для экономических специальностей вузов. Под ред. Булатова М.С. – Юристъ, 2002 – 896 с.