Фрагмент для ознакомления
2
Представление глобальных проблем современного общества приобрело обширное распространение с конца 60-х – начала 70-х годов, завладев видным местом в научном и политическом словаре и крепко зафиксировавшись в массовом сознании.
Нередко оно применяется и как модный термин, используемый к событиям и явлениям, не относящимся к разряду глобальных. Подобное происходит, когда отождествляют «свое» и «общемировое» (в частности, имея в виду общественные вопросы тот или другой страны, называя их глобальными). Они выказывают значительное воздействие на формирование некоторых стран и регионов, рождая мощный объективный фактор мирового и общественного развития. Их решение располагает к объединению стремлений безусловного большинства стран и объединений на интернациональном уровне, а их нерешенность угрожает катастрофическими результатами для будущего целого человечества.
Анализируя проблемы разнообразной величины как определенную формулировку философских категорий «общее», «особое» и «единичное», их обыкновенно истолковывают таким образом, что личные вопросы выдвигаются как единичные, локальные, региональные и универсальные как особые, а глобальные как общие. [4, с. 51]
Подобный подход задаст и самый существенный критерий, лежащий в основе выделения этих вопросов. Он называется географическим, ведь показывает пространственный масштаб, или территорию, где имеются те или другие проблемы.
Частными проблемами именуют те, которые имеют связь с какой-либо конкретной сферой деятельности страны, некоторыми заселенными местами или незначительными естественными объектами. Это, как правило, многообразные вопросы, появляющиеся вследствие различных катастроф, поломок, местные общественные несогласованности и т.п.
Понятие «локальный» имеет отношение к вопросам более значительного порядка, когда порой дело касается стран, или больших территорий крупнейших из них. Речь идет об интенсивных землетрясениях, сильнейших потопах или, в частности, гражданской войне в мелком государстве. Региональные вопросы задевают уже этот круг злободневных проблем, возникающих в границах некоторых материков, значительных социально-экономических областей, или в довольно больших державах. [2, с. 26]
К универсальным проблемам относятся те, которые касаются целого человечества, но пока от их решения не зависит «быть или не быть» народу на планете. Подобными вопросами являются: СПИД, онкологические, инфекционные и другие тяжелые болезни, которые уносят каждый год миллионы жизней. Особенность их в том, что с течением времени они смогут перешагнуть в разряд глобальных. И, в конце концов, глобальные проблемы захватывают весь земной шар, при этом не только ту его часть, где естественно обитают народы, но и прочую его поверхность, недра, воздух и даже вселенское пространство, оказывающееся в сфере занятия человека.
Среди данных особенностей выдается в главный черед то, что глобальные вопросы по своему существу задевают круг интересов не едва лишь некоторых людей, но и целого человечества.
Во-вторых, для их одоления необходимы целеустремленные, скоординированные воздействия и союз стараний, по крайней мере, большей части людей.
В-третьих, эти вопросы проявлены непредвзятым фактором всемирного развития, и не могут быть пренебреженны кем бы то ни было.
В-четвертых, не решение этих проблем сможет привести в грядущем к нешуточным, потенциально, неисправимым следствиям для всего населения и мира в целом.
Опять-таки одна принципиальная особенность глобальных вопросов состоит в том, что все они состоят в такой сложной взаимозависимости, что решение какой-то одной предполагает, учет воздействия на нее иных проблем.
В отношении данного периода все большее число мыслителей, социологов, историков склоняются к предположению, что на нынешней стадии формирования человечества выковывается цельная цивилизация на целой земле. Укоренение данной идеи в науке и социальном разуме оказало содействие постижению глобализации общественных и цивилизованных процессов в нынешнем мире.
Что означает термин «глобализация социальных и культурных процессов»? Глобализация соединена с интернационализацией всеобщей социальной занятости на планете. Эта интернационализация значит, что в теперешний период все население укладывается в единственную систему социально-культурно-экономических, политических и других отношений, согласованностей и взаимоотношений. [8, с. 438]
Таким образом, в современный период, по сравнению с предшествующими историческими периодами, глобально выросла общепланетарная сплоченность человечества, которая выступает в роли принципиально новейшей суперсистемы, объединенной всеобщей участью и совместной ответственностью. Оттого, несмотря на сильнейшие социально-культурные, экономические, политические противоположности разнообразных регионов, стран и людей, ученые и мыслители предполагают правомерность разговоров о становлении единственной культуры и надобности в новом планетарном стиле мышления.
Благодаря обширному развитию микроэлектроники, компьютеризации, формированию средств массовой информации и коммуникаций, усилению деления труда и социокультурное единство.
Существование подобной сплоченности продиктует собственные запросы к человечеству, в общем, и к отдельным лицам в частности. В данном окружении обязана господствовать директива на информационное обогащение, усвоения новых знаний, постижение их в процессе беспрестанного обучения, а также его технологическое и человечное использование.
Чем значительнее степень технологического производства и целой людской деятельности, тем возвышеннее обязан быть уровень развития самого человека, его согласованности с окружающим миром. Соответственно обязана сложиться новоиспеченная гуманистическая культура, где человек рассмотрен, как самоцель общего совершенствования. Отсюда и новейшие запросы к личности в ней надлежащим образом гармонично сочетаются: большая квалификация, мастерское обладание техникой, максимальная компетенция в личной профессии с общественной ответственностью и общечеловеческими моральными ценностями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. Глобальные проблемы. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2015. – 312 с.
2. Апухтина Н.Г. Современный комплекс представлений глобально-экологической парадигмы мышления // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 12 (434). – С. 26 – 32.
3. Волков В.В. Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие. СПб: 2010. – 299 с.
4. Гельфонд М.Л., Мищук О.Н., Мирошина Е.Ю. Новый гуманизм или общество потребления: альтернативы современной цивилизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4. – С. 51 – 59.
5. Горбова Г.А. Глобализация: интерпретация аспектов анализа // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 – 1. – С. 83 – 88.
6. Кувалдин В. Глобальность: новое измерение человеческого бытия / Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. – М.: Инфра-М, 2016. – 188 с.
7. Курганов А.В., Курганов А.В. Глобальная экологическая проблема: причины и пути решения // Молодой ученый. – 2017. – №20. – С. 509 – 511.
8. Ленская Н.П. Глобальные проблемы современной цивилизации // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 – 3. – С. 438 – 439.
9. Негматова Ш., Орипов Х.В. Влияние глобальных кризисов на духовность человека // Достижения науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 14 – 16.
10. Олейников Ю.В., Борзова Т.В. Философское осмысление глобальной проблемы взаимодействия общества и природы // Философия и общество. – 2013. – № 4(72). – С. 17 – 21.
11. Рассказов Л.Д. Кризисное сознание и глобализация: причины и следствия эпохальных изменений // Век глобализации. – 2017. – № 1. – С. 46 – 55.
12. Романов М.И. Глобализация как феномен мирового развития // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 7 (73). – С. 112 – 116.
13. Филатова Н.И., Усова С.И. Современные глобальные проблемы человечества // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 37 – 39.
14. Яковлев Е.А. Глобальные проблемы в фокусе современной науки // Философия и общество. – 2017. – № 4. – С. 89 – 91.