Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная система российского образования в настоящее время активно внедряет гуманизационную парадигму, основанную на ценности человеческой личности, ее самореализации, развитии, уважении и ответственности за личностную позицию.
Целью нашей работы является ознакомление с теоретико-методологическими основами современного образования.
Задачи:
- анализ теоретико-методологических проблем становления гуманистической парадигмы современного образования;
- выявление основных тенденций развития общего и профессионального образования в стране и в мире;
- анализ проблемы интеграции образования, науки, культуры и социальной практики общества.
Объект исследования – современная система образования России.
Предмет исследования – теоретико-методологические основы современного образования.
Достижение цели возможно в результате применения теоретического метода – анализа научной и учебной литературы по теме исследования.
1. Теоретико-методологические проблемы становления гуманистической парадигмы современного образования
Соответствие задачам развития страны требует от российского образования вариативности, гуманистичности, динамичности. Современное общество испытывает существенный дефицит гуманистической реальности во всех сферах жизни, в т.ч. и в образовании. Чтобы попасть в унисон с задачами социокультурного развития страны, образование должно быть подходящим для разных людей, т.е. в методологии, теории и образовательной практике теории и практике образования должны конкурировать разные идеи с учетом вариативности их реализации.
Гуманистическая педагогика сегодня – это определённая идеология образования, образ мысли, стиль жизни и деятельности не только учителя, но и граждан, всех субъектов образовательного процесса, педагогической общественности. Миссия её заключается в оказании всестороннего содействия раскрытию внутреннего потенциала, данного человеку от природы, его полноценной самореализации.
Бедерханова В.П. и Бондарев П.Б. выделили критерии гуманизации образовательного пространства с учетом условия для развития потенциала его субъектов:
- «ситуации незавершённости или открытости социальной реальности в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых;
- направленность реальности на стимулирование субъектов к постановке и разрешению множества вопросов (социальных проблем);
- побуждение к созданию средств и инструментов, используемых для последующей социальной творческой деятельности;
- стимулирование активности, ответственности и независимости субъектов;
- внимание к опыту и интересам субъектов социальной и педагогической реальности». [2, с. 67].
Гуманистическая парадигма, являющаяся ведущей в российской системе образования сегодня, предъявляет к образовательным учреждениям следующие требования:
- возможность выбора субъектом индивидуальной образовательной траектории;
- диалогичность и интерактивность обучения;
- интеграция и непрерывность общего, дополнительного и профессионального образования;
- обогащение образовательной среды посредством взаимообщения с культурными центрами;
- внедрение системы продуктивной учебно-производственной и проектной практической деятельности учащихся;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий;
- развитие системы общественно-государственного управления образовательной организацией;
- расширение сферы непосредственного личного общения обучаемых с носителями социального и профессионального опыта.[1]
Современное гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как сущности био-социо-духовной, что возможно при реализации методологических подходов: антропологического, культурологического, акмеологического, аксиологического, социологического и др.
2. Основные тенденции развития общего и профессионального образования в стране и в мире
Современное развитие общества происходит на фоне активизации глобализационных и интеграционных процессов, которые проникают во все сферы жизни и деятельности человека и предопределяют возникновение кардинально новых требований к субъекту. Теперь помимо традиционных знаний необходимо хорошо ориентироваться во всем многообразии поступающей информации, анализировать ее, вычленять из нее самое главное.
Современный специалист должен постоянно пополнять собственный багаж знаний и умений, совершенствоваться и быть не узкопрофильным субъектом, а разбираться в смежных областях знаний. Все это свидетельствует о переходе к концепции непрерывного образования в течение всей жизни.
Характерной чертой образования, которая отражает его функциональность, выступает гибкость и адаптивность, то есть уникальная способность к изменениям под воздействием постоянно меняющейся ситуации.
В образовании важны определенные ценностные ориентации и установки, которые нашли свое отражение в следующей системе:
- особое значение не отдельных предметных знаний, а индивидуальных личностей с их способностью к самостоятельной деятельности, их накопленный опыт;
- главенствующее положение личностных смыслов учения в жизни каждого;
- приоритет целостного развития, саморазвития и личностного роста индивида. [6]
Процесс глобализации влечет за собой тенденцию трансформации классических университетов в инновационные структуры, объединяющие функции обучения, научных исследований, и одновременно – коммерческих структур. Так называемая массификация расширяет доступ к высшему образованию. Более высокооплачиваемые прикладные исследования, зачастую, отодвигают фундаментальные, требующие длительного времени и больших усилий, на второй план.
Помимо массификации и глобализации в системе профессионального образования можно выделить тенденции приватизации; рентабельности; рейтингования. Их можно назвать инновационными, соответствующими требованиям времени и появившимся в связи с развитие конкуренции в среде профессионального образования. А можно отнести к процессам, сводящим деятельность образовательных организаций к коммерции. [4]
Тенденция интернационализации, увеличения гомогенности и непрерывности мирового образовательного пространства имеет склонность к расширению. К формам интернационализации можно отнести: конвергенцию образовательного опыта студентов и преподавателей разных стран; разработку единых стандартов программ, унификация зачетных единиц и дипломов; экспорт образовательных услуг и результатов, полученных в ходе осуществления научных исследований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башаримов Ю.П. Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 13-14.
2. Бедерханова, В.П., Бондарев, П.Б. Гуманизация социальной и педагогической реальности: проблемы и опыт // Образование личности. 2012. № 2. С. 67.
3. Беккер С.Н. Современное образование: гуманистические парадигмы и социально-философские аспекты // Медицина и образование в Сибири. 2007. № 4. С. 22
4. Далингер В.А. Тенденции развития современного российского образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 3. С. 12-16.
5. Дмитриева Е.А. Гуманистическая парадигма современного образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 6. С. 127-130.
6. Панибратцев А.В. Тенденции развития образования на современном этапе развития общества // Инновации в гражданской авиации. 2019. № 3. С. 16-23.