Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире на данный момент есть сложившаяся теоретическая база спортивной подготовки и физического воспитания. Однако говорить о завершении процесса формирования нельзя, потому что общество активно развивается и практически каждый день ученые делают открытия и разрабатывают различные теории и технологии.
На сегодняшний день поиск новых подходов к повышению эффективности технологий спортивной подготовки и физического воспитания является достаточно актуальным. Среди исследователей в этой области нет единого мнения, о том нужны ли новые методики и подходы, хотя многие считают, что развитие технологий спортивной подготовки и методик по физическому воспитанию должно идти «в одну ногу» с современными открытиями в разных областях жизни (методы преподавания, воспитания, развитие информационных и компьютерных систем и т.д.). В связи с этим особенно важно знать какие перспективы возможны при уходе от старых теорий и технологий и переход на более современные.
Целью данной работы является выявление перспектив развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить справочную литературу по изучаемой теме.
2. Кратко отобразить теоретические основы изучаемой темы (охарактеризовать что подразумевается под спортивной подготовкой и физическим воспитанием с точки зрения общей теории).
3. Выявить перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.
В работе применены литературный и описательный методы анализа.
Методологическую базу составили труды исследователей, посвященные вопросам спортивной подготовки и физического воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Источниками возникновения и развития теорий и методик физического воспитания являются:
1. Практика общественной жизни.
2. Потребность общества в физически развитых и подготовленных людях.
3. Практика физического воспитания.
4. Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности.
5. Постановления правительства.
6. Результаты исследований.
ТФКиС – наука, изучающая общие закономерности форм, содержания, построения физического воспитания как педагогического процесса. Включенного в общую систему воспитания человека.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — органическая часть культуры человека и общества. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни — это с одной стороны, специфический процесс, а с другой — результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей.
Физическая культура есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования человека. Материальные ценности физической культуры и спорта — разнообразные спортивные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей, (включая их спортивные достижения); духовные – социальные, политические, научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную прогрессивность системы физического воспитания.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — это часть физической культуры; организованный процесс направленного использования накопленных поколениями достижений физической культуры для физического совершенствования человека, содействия гармоничному развитию личности.
Для осуществления этого процесса необходимы такие условия, как наличие подготовленных специалистов, учреждений, материально-техническое оснащение и т.д.
Физическое воспитание — обязательный компонент всех стадий образования и обучения, т.е. по сути своей социально-педагогический процесс
Специфическую особенность физического воспитания (в узком смысле) составляют три аспекта: 1) обучение двигательным действиям; 2) развитие физических качеств; 3) интегральный подход, суть которого заключается в том, что у человека формируется система двигательных навыков и умение использовать эту систему в сложных условиях двигательной деятельности.
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение цели физического воспитания в условиях развития общества; комплекс мероприятий по обеспечению высокого уровня здоровья и физического совершенствования населения.
Цель системы физического воспитания — реализовать возможности оптимального физического развития человека, всестороннего совершенствования его физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.
Педагогические технологии физического воспитания могут быть направлены на решение различных задач: образовательных, развивающих (оздоровительных), воспитательных. Или комплексно решать несколько задач.
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающегося, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы – урочные и неурочные.
Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями в образовательных учреждениях с организованным, примерно одинаковым коллективом занимающихся, по государственным программам в рамках установленного расписания, где физическая культура является обязательным предметом.
2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др.
Занятия могут быть эпизодичными или однократными (походы, физкультурные праздники, физкультурные развлечения и др.), а также систематическими (утренняя зарядка, гигиеническая гимнастика, прогулки, спортивная тренировка, соревнования и др.). Чаще всего эти формы дополняют уроки и играют вспомогательную роль, но могут приобретать и самостоятельное значение.
СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ — это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства.
Основными компонентами системы спортивной подготовки являются: система соревнований, тренировка, система факторов, повышающих эффективность их функционирования, включающие отбор, кадры, обеспечивающие подготовку, информационное, научное, медико-биологическое и материально-техническое обеспечение, финансирование, использование условий внешней среды, управление спортом и его организационные структуры, где спортивные достижения становятся критерием оценки физической подготовленности людей.
Основными специфическими средствами спортивной подготовки являются физические упражнения — соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.
Понятие «технология» в спорте рассматривается достаточно широко — как совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения, как особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящего от естественно-научных исследований к методическим разработкам в цепи «наука - технология - методика». Однако являются недостаточно раскрытыми вопросы о «научной» составляющей технологии: отсутствует единое понятие; неясно как взаимодействует алгоритмичность и систематичность реализации с творческой составляющей педагогического процесса; как взаимодействуют между собой понятия «метод», «методика», «форма обучения», «педагогическая технология». Затруднена также классификация современных педагогических технологий. Г.К. Селевко предлагает классифицировать технологии по особенностям преобладающего метода в обучении. Такой подход позволяет выделять: догматические, репродуктивные, объяснително-иллюстративные и развивающие технологии
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Согласно результатам многолетних исследований и экспериментов многих исследователей феномен спортивного таланта (а только его обладатель и может серьезно претендовать на лидирующие позиции в современном спорте) представляется значительно более сложным системно-структурным комплексом, чем он считался до сих пор. При этом важно подчеркнуть, что негенетические факторы формирования спортивного таланта действуют главным образом в первом десятилетии жизни человека, когда могут состояться или не состояться условия и возможности для такого формирования.
Подводя итог рассмотрению некоторых направлений научного обоснования перспектив повышения эффективности спортивной подготовки и развития физического воспитания, сформулируем методологические положения, которые при определенных условиях могут стать перспективными для их планирования, организации и научно-технологического развертывания:
1. Целью исследования путей обновления теории и методики подготовки спортсменов высокого класса является создание новой системы научных представлений о путях совершенствования технологий спортивной подготовки, в наибольшей степени согласующихся с известными, и активно ассимилирующих вновь выявленные закономерности сбалансированного двигательного, морфо-функционального, психологического и интеллектуального развития атлета и представляющих новые возможности эффективного прогрессирования его спортивной результативности в режимах, обеспечивающих сохранение и преумножение его физического и нравственного здоровья, обогащение духовного потенциала.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 2.— С. 21-26.
2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, С. 23-25.
3. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //Теория и практика физ. культуры. 1998. — № 7. — С. 41-54.
4. Еркомайшвили, И.В. Курс лекций: «Основы теории физической культуры» / Электронный ресурс. — URL: https://clck.ru/T284D. — Режим доступа: свободный. — Дата обращения: 28.01.2021.
5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 11-17.
6. Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки //Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 3. — С. 46-50.
7. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пос. для ИФК. — М.: ФиС, 1987, С. 55-68, 84-85, 95-98.
8. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования //Теория и практика физической культуры. 1998, № 3, С. 51-54.
9. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физ. культуры. 1993. — №1. — С. 46-48.