Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа №1
1. Перечислите требования Я.А. Коменского к учебной книге.
Я.А. Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.
2. Назовите учебники, написанные Я.А. Коменским.
а) «Открытая дверь языков и всех наук» (1631)
б) «Мир чувствительных вещей в картинках» (1658)
3. Объясните, почему нельзя заменять чтение мультфильмом или фильмом, созданным по произведению. Подтвердите свою точку зрения цитатой из Я.А. Коменского.
Чтение полезно. Это развивает воображение, заставляет думать, переживать, увеличивать свой словарный запас. Многие люди, которые прочитали книгу, а потом посмотрели снятый по ней мультфильм или фильм – разочаровываются. Главные герои представлялись не такими, обстановка была другой, что уж говорить о том, что половина сюжета книги просто отсутствует в сценарии…
Если необходимо получить полную картину жизни героев произведения, стоит прочитать оригинал. При чтении у каждого человека формируется собственное представление о героях, событиях, о проблемах. Я.А. Коменский писал: «Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами, и, искренне, открыто, без обмана рассказывая по нашему желанию, о чем угодно, учат нас, наставляют, ободряют, утешают и как бы зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи».
Также во время чтения работает зрительная память, т. е. запоминаетя то или иное написание слов предложений и т. д.
Контрольная работа №2
1. Какие приемы использует автор, создавая психологические портреты детей (произведение по выбору).
В одной из своих статей Толстой писал о том, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и все его рассказы для детей. Он стремился вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Толстой много внимания уделял образам детей, особенно крестьянских. Он отмечал их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.
В центр повествования рассказа «Филипок» Лев Толстой поставил мальчика Филиппка, который стремился к получению знаний. Причем он уже к моменту посещения школы успел выучить буквы и даже пытался складывать их в слова. Но в школу ему еще рано было ходить, а вот его брат Костя уже был учеником. Филиппок – главный герой несмотря на препятствия, в школу попал.
Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят: «Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его – они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка и залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок».
Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто.