Фрагмент для ознакомления
1
1. Сравните позиции А. Адлера и К. Юнга по каждой из следующих тем: цель жизни, причины психопатологических проявлений, природа человеческой мотивации.
2. Чем отличаются взгляды Г. Олпорта, Р. Кеттелла, Г. Айзенка в отношении классификации черт личности. Приведите примеры, иллюстрирующие понимание каждым из теоретиков термина «Черта личности».
3. Каковы основные источники самоэффективности в теории А. Бандуры. Опишите их и используйте примеры из своей жизни.
4. Какова сущность понимания личности В.Н. Мясищевым? Какое значение теоретические взгляды В.Н. Мясищева имеют для практического психолога?
Фрагмент для ознакомления
2
такие качества, как предприимчивость и сердечность в любых жизненных ситуациях: в семейной жизни; во взаимодействии в трудовом коллективе; во взаимоотношениях с соседями и с другими посторонними людьми, и т. д.
У Г. Айзенка, также, применяется классификация, основанная на факторном анализе, но при этом черты личности имеют биологическую обусловленность, и потому подразделяются по двум главным типам супер-черт: интроверсия - экстраверсия, стабильность – нейротизм. Например, по типу «экстраверт-интроверт» для экстраверта характерны проявления общительности в любой ситуации: при встрече с приятелем; в беседах с сослуживцами и т. д. Он хорошо адаптируется в любой среде: в новом коллективе; на отдыхе в незнакомых местах и т. д.
Задание 3
Каковы основные источники самоэффектиности в теории А. Бандуры. Опишите их и используйте примеры из своей жизни.
Основные источники самоэффектиности в теории А. Бандуры:
собственный опыт – успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущий неудачный опыт порождает низкие ожидания. Например, если у лектора, который впервые выступает перед большой аудиторией, вдруг, появился страх перед выступлением, то он может вспомнить, как много раз он успешно выступал перед небольшими группами людей, и поэтому сейчас он, также, сможет достойно выступить со своим докладом: четкая речь, достаточная громкость, доступность информации, использование юмора и т. д. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей способности выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут прийти к заключению, что у них нет к этому способности, и, естественно, это отразится и на выступлении: человек будет заикаться, забывать необходимую информацию и т. д.
косвенный опыт – наблюдение человека за другими людьми, которые успешно выполняют определенные задачи позволяет верить в то, что он тоже обладает способностями к аналогичной деятельности, ведущей к успеху. Например,
общественное мнение – считается, что человека можно убедить в том, что у него есть навыки и способности для достижения успеха. К примеру, ребенка в детстве все окружающие постоянно хвалили за его самостоятельность в различных ситуациях. Будучи взрослым человеком, на работе он старается проявлять инициативу, не боится высказывать свою позицию, предлагает новые идеи, берет на себя ответственность в кризисных ситуациях. Поэтому руководство ценит его, и он успешно продвигается по карьерной лестнице. У этого человека нет сомнений в собственной компетентности, что отражается на его самоэффективности;
психическое состояние (физическое и эмоциональное) – настроение, эмоциональное состояние, физическая реакция и уровень стресса влияют на то, как человек расценивает свои способности в той или иной ситуации. Например, у человека, который склонен к тревожности, не получается обучение хорошему вождению автомобиля, что отражается на его самоэффективности. Для поднятия самоэффективности ему необходимо
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
2. Хьелл Л. Теории личности [Электронный ресурс] / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер, 1997. - 608 с. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm.