Фрагмент для ознакомления
2
В криминологической литературе достаточно устоявшейся является точка зрения о том, что субъекты предупреждения преступности подразделяются на три основные группы. Первая группа включает в себя субъекты общесоциальной профилактики, к которым относятся государственные, региональные и местные органы власти и управления, а также общественные формирования, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи (министерства, органы местного управления, партии, профсоюзы, церковь и др.).
Во вторую группу входят субъекты специально криминологической профилактики: государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (МВД, прокуратура, судебные органы и др.), а также общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.
Третья группа объединяет субъектов, осуществляющих индивидуальную профилактику. К ним относятся сотрудники правоохранительных органов (например, участковый инспектор), сотрудники иных государственных учреждений (например, учебных); негосударственные организации (например, представители религиозных конфессий); отдельные граждане (например, руководители спортивных секций) и т. п.
В организационно-управленческие и функциональные обязанности судебных органов предупредительная деятельность не входит. Однако при вынесении законного и справедливого приговора по делу суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе профилактику рецидива преступлений среди женщин. Это, прежде всего, проявляется в смягчении криминогенности общественной жизни как посредством изъятия источников криминогенных конфликтов (осуждение к наказанию в виде лишения свободы), так и в результате нейтрализации негативного влияния отдельных его субъектов (постановление о лишении родительских прав).
Определенный профилактический эффект оказывает проведение выездных судебных заседаний по месту концентрации обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или правонарушений (по месту работы или жительства). В этих случаях важно выяснить негативные условиями среды, показать их влияние на формирование криминальной мотивации, необратимость наступления последствий в виде справедливого наказания.
Специально-профилактическая функция судов реализуется посредством вынесения наряду с приговором частных определений. Опираясь на объективные данные, собранные и подтвержденные в судебном заседании, о причинах и условиях, непосредственно приведших к данному преступлению, суд инициирует процесс их устранения или нейтрализации. Для этого он ставит перед соответствующими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, задачу принять необходимые меры по профилактике женской преступности. Нужно отметить, что исполнимость таких определений во многом зависит от конкретности указанных в них положений. Важно указать конкретных лиц, ответственных за допущенные недостатки, сами обстоятельства и механизм их влияния на совершение преступления, а также предусмотреть контроль за исполнением этих определений.
Работа, направленная на профилактику женской преступности, является приоритетным направлением деятельности служб и подразделений органов внутренних дел.
Органы внутренних дел являются одним из основных субъектов исполнительной власти в области профилактики женской преступности, так как именно они выявляют наибольшее количество преступлений, которые совершаются на территории Российской Федерации.
Органы внутренних дел являются субъектом специальной профилактики женской преступности.
Специальная профилактика женской преступности непосредственно ориентирована на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений .
Отличительными особенностями специальной профилактики женской преступности является:
- их временный характер. Необходимость в этих мерах исчезает, когда будут выявлены и устранены обстоятельства, способствующие совершению преступлений;
- специальная профилактика называется таковой не только потому, что специально направлена на борьбу с преступностью, но и потому, что реализуется на уровне специальных субъектов профилактики, в первую очередь, на уровне органов внутренних дел;
- для эффективной реализации специальных мер профилактики женской преступности необходима соответствующая материально-техническая база, квалифицированные кадры, специальные службы и подразделения в структуре органов внутренних дел (например, подразделения по борьбе с организованной преступностью);
- специальные меры в большей мере, чем общие, связаны с изменением правового статуса физических и юридических лиц .
В рамках специальной профилактики женской преступности можно выделить следующие направления деятельности: охранительная, уголовно-правовая и виктимологическая профилактика.
Под охранительной профилактикой понимается деятельность по недопущению возможности совершения преступлений женщинами, склонными к их совершению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Голина В. В. Криминология: общая и особенная часть: учебник / В. В. Голина [и др.]; под ред. В. В. Голины, Б. М. Головкина. – Право, 2014. – 440 с.
2. Джамантаев З.А. К вопросу об организации деятельности ОВД по предупреждению преступлений, совершаемых членами этнических диаспор // Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества: сборник научных трудов по итогам региональной научно-практической конференции (5 мая 2017 года) / под ред. А.В. Власова, А.Д. Котенева. Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2017. С. 231.
3. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2016. С. 348.
4. Калашников О.Д. Виктимологическая профилактика – перспективное направление в борьбе с преступностью на современном этапе // Виктимология. 2017. № 1. С. 49.
5. Осипова Е.С. Средства массовой информации в системе предупреждения преступности: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Е. С. Осипова; Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации. – М., 2014. – 27 с.