Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что создание норм международного права, представляет собой один из используемых государствами методов в ходе решения актуальных задач.
Особенную значимость этот процесс приобрел в настоящее время, в связи с возникшей проблемой обеспечения правопорядка, установленного по окончании Второй мировой войны; укрепления международной безопасности; исключения угроз ядерной катастрофы.
Указанные обстоятельства, детерминируют необходимость дальнейшего совершенствования международного права, выработки отвечающих сегодняшним реалиям правил общения между государствами, ориентированных на формирование глобальной системы международной безопасности.
1. Нормы международного права
Нормы международного права (далее МП), представляют собой созданное в результате достигнутого субъектами соглашения, формально определенное правило поведения, которым для них устанавливаются обязанности и права, а реализация этих обязанностей и прав обеспечена юридическим механизмом.
К специфическим особенностям норм МП, можно отнести следующие:
1) нормы МП - первичные элементы особой правовой системы;
2) предмет регулирования норм МП составляют межгосударственные отношения и имеющие с ними связь, отношения иных субъектов;
3) порядок создания норм МП характеризуется согласованием позиций государств и (или) других субъектов (не меньше двух, в ином случае, такие нормы будут нормами внутригосударственного права). Указанные нормы регламентируют отношения возникающие среди субъектов, либо создавших (и признавших) их, или признавших их позже.
4) условия, касающиеся сроков начала и прекращения действия нормы МП изложены непосредственно в этой норме или явным образом подразумеваются в тексте нормы (договорная норма), либо складываются случайно, постепенно (обычная норма);
5) форма в которой закреплена (существует) норма МП, представлена договором, обычаем, актом международных конференций, международных организаций, обладающие согласительным характером;
6) специфика структуры нормы МП - в письменных источниках отражены только гипотеза и диспозиция норм, и нередко, в их словесном выражении, указанные элементы слиты, к примеру: Международный Пакт о гражданских и политических правах «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» или же размещены в разных статьях международного правового акта или в различных актах. К примеру, в ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях закрепляется неприкосновенность помещений дипломатического представительства (это -диспозиция), а в п. 1 ст. 4 раскрыто значение термина «помещения дипломатического представительства» (это - гипотеза). Санкции норм МП, обычно, отражаются международными обычаями и имеют абсолютно-неопределенный характер, так как мера ответственности устанавливается непосредственно заинтересованными сторонами. Наиболее часто, это предусмотрено соглашением, достигнутым государством-правонарушителем и государством-пострадавшим;
7) обеспеченность реализации – нормы МП, в обычных случаях обеспечены непосредственно государствами-создателями коллективно либо индивидуально, в том числе, с помощью сформированных ими международных организаций и органов, причем особенной значимостью обладают меры, способствующие добровольной реализации рассматриваемых норм;
8) содержание норм – обязательство международно-правового характера, что следует из координационного характера МП, поскольку оно создается на основе соглашения между не подчиняющимися в юридическом смысле друг другу участниками общения государств. В связи с этим отметим, что не любое международное обязательство имеет правовой характер. Например, политические обязательства государства, соблюдение которых обеспечивается не мерами международно-правового принуждения, а политической заинтересованностью сторон, добросовестностью их лидеров и мировым общественным мнением. По сути, политические обязательства - это разновидность обязательств морального свойства, которые принимаются на междугосударственном уровне.
2. Создание договорных и обычных норм международного права
Как мы уже отмечали выше, нормы международного права обладают особенностями, позволяющие выделить их в особую правовую систему.
Специфика предмета регулирования - межгосударственные отношения и связанные с ними другие международные публичные отношения.
Процесс создания - процесс согласования воль государств.
Форма закрепления - соответствующие согласительному характеру правовые акты (международные договоры, акты международных конференций и организаций).
Согласительный, координационный характер. Поскольку в международных отношениях отсутствует специальный нормотворческий орган, то нормы МП создаются его основными субъектами .
Юридическая обязательность - главная особенность норм МП, которая отличает их от всех иных социальных норм в межгосударственной системе.
Сам процесс создания норм МП представляет из себя процедуру согласования воль государств, состоящий из двух последовательных стадий:
согласование государственных воль по содержанию правила поведения;
согласование государственных воль по признанию созданного правила поведения юридически обязательным.
Содержание воли государства - это его международно-правовая позиция. Для создания норм международного права необходимо именно согласование, а не совпадение (идентичность) воль. Достаточно, чтобы воли были согласованы в том, что касается содержания правила поведения и признания его юридически обязательным. При этом нужно учитывать разницу между волей и волеизъявлением. Воля - это внутреннее убеждение, внутренняя позиция государства; волеизъявление - это формализованная воля, т.е. воля, выраженная вовне. Для создания нормы МП не требуется полного совпадения воли и волеизъявления. В большинстве случаев на практике воля государства и его волеизъявление не совпадают.
Если государства желают создать какое-то правило поведения, то в этом смысле их воли являются едиными, одинаковыми, идентичными. Поскольку воли государств согласованы в отношении создания правила поведения и признания его в качестве правовой нормы, то их можно считать едиными. Согласованная воля государств - это их общая, одинаковая воля. Согласованная воля государств - это результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей. Это не новая воля, а видоизмененное волеизъявление каждого участника переговорного процесса. Норма МП - есть продукт согласования воль, а не появления какой-то новой, высшей воли. Согласованная воля государств не является высшей, не стоит над волей каждого отдельного государства, а выражает их общее желание выработать единое правило поведения.
Заключение
Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать следующие обобщающие выводы.
Нормы международного права (далее МП), представляют собой созданное в результате достигнутого субъектами соглашения, формально определенное правило поведения, которым для них устанавливаются обязанности и права, а реализация этих обязанностей и прав обеспечена юридическим механизмом.
Указанные правила поведения имеющие общий характер, рассчитаны на их многократное использование и в процессе их осуществления, обеспечены соответствующими конкретными мерами принуждения. Они могут быть признаны государствами либо иными субъектами МП в качестве юридически обязательных.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров. Заключена в Вене 23.05.1969 // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 67-87
3. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Заключена в г. Вене 18.04.1961 // Ведомости ВС СССР. – 1964. – № 18. – Ст. 221.
4. Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписан в г. г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968 // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. – С. 398-404.
5. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Подписан в г. Москве 05.08.1963 // Действующее международное право. Т. 2. – М.: Московский независимый институт международного права. 1997. – С. 336-338.
6. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. - М., 1956. – С. 14-47.
Научная и специальная литература
7. Демин А.В. Бинарный подход против относительной нормативности: к дискуссии о «мягком праве» // Закон. – 2018. – № 6. – С. 96-105.
8. Кантур Р.А. Международно-правовые основания и правовая природа нормотворческой деятельности временных администраций ООН // Международное правосудие. – 2019. – № 2. – С. 107-127.
9. Карташкин В.А. Отраслевые международные принципы прав человека // Современное право. – 2018. – № 5. – С. 111-118.
10. Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2017. – 432 с.
11. Международно-правовые чтения / отв. ред. П.Н. Бирюков. – Воронеж: ВГУ. – 2014. – Вып. 12. – 358 с.
12. Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 2012. – 216 с.
13. Пирумян А.В. Понятие международного «мягкого права» и его имплементация во внутреннее законодательство: практический взгляд на проблему / Международно-правовые чтения. – Воронеж: ВГУ, – 2014. – Вып. 12. – 358 с.
14. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2017. – 432 с.
15. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2018. – 397 с.
16. Fastenrath U. Relative Normativity in International Law // European Journal of International Law. – 1993. – № 3. – P. 339. Цит. по Международно-правовые чтения / отв. ред. П.Н. Бирюков. — Воронеж: ВГУ. – 2014. – Вып. 12. – 358 с.
17. Weil P. Towards Relative Normativity in International Law? //American Journal of International Law. 1983. – Vol. 77. – № 3. – P. 413-442. Цит. по Демин А.В. Бинарный подход против относительной нормативности: к дискуссии о «мягком праве» // Закон. – 2018. – № 6. – С. 96-105.