Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Одной из основополагающих задач, решаемых учреждениями и органами ФСИН России, является обеспечение режима содержания в них осужденных.
Обеспечение режима, и надзора изучалось многими учеными. Существенный вклад в их разработку внесли: А.И. Алексеев, Л.П. Амелин, В.М. Анисимков, Ю.М. Антонян, Р.С. Ахметшин, А.Э. Жалинский, Д.М. Зарипова, А.И. Зубкова, И.В. Каретников, И.И. Карпец и др.
1. Общая характеристика обеспечения режима в условиях чрезвычайных ситуаций и при введении особых условий в СИЗО (тюрьме)
Современный механизм исполнения уголовных наказаний, в том числе и наказания в виде лишения свободы, обусловлен наличием в нем различных организационных и правовых проблем. В числе данных проблем мы можем отметить возникновение на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы России чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера, а также связанных с групповыми неповиновениями и массовыми беспорядками осужденных. Для случаев возникновения различных чрезвычайных обстоятельств уголовно-исполнительное законодательство России устанавливает ряд правовых предписаний.
На сегодняшний день процесс исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы связан с правовыми и организационным проблемами, среди которых – возникновение на территории исправительных учреждений различных чрезвычайных обстоятельств, обусловленных как с внутренними, так и с внешними причинами (факторами).
2. Особенности обеспечения режима при введении различных режимов особых условий в СИЗО (тюрьме)
Рассмотрим более подробно и проанализируем каждое из указанных в уголовно-исполнительном законодательстве оснований.
Современная правоприменительная практика реализации режима особых условий в исправительных учреждениях ФСИН России показывает, что в большинстве случаев он вводится при массовых беспорядках и групповых неповиновениях осужденных.
Массовые беспорядки осужденных относятся к числу пенитенциарных преступлений. Анализ выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы служебно-боевых задач по пресечению (ликвидации) чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы свидетельствует о ежегодном росте их числа в среднем на двадцать процентов.
Необходимо отметить, что небольшое число случаев массовых беспорядков в исправительных учреждениях обусловлено особенностями регистрации преступлений данного вида. В Уголовном кодексе РФ данное деяние предусмотрено ст. 212, однако довольно большая часть различного рода групповых неповиновений и массовых беспорядков осужденных расценивается и, соответственно, регистрируется по ст. 321 и 213 УК РФ.
Анализируя причины сложившейся ситуации, мы можем указать на отличия в объектах уголовно-правовой охраны, предусмотренных ст. 212 и 321 УК РФ. Мы считаем, что массовые беспорядки осужденных подлежат квалификации по ч. 3 ст. 321 УК РФ, но при некотором изменении и расширении ее диспозиции .
Следующим основанием введения режима особых условий в исправительных учреждениях являются стихийные бедствия на территории самого учреждения либо в районе его дисклокации.
Стихийные бедствия, согласно действующему законодательству, относятся к чрезвычайным ситуациям. Этим же понятием охватываются и основания для введения режима особых условий, перечисленные в ст. 48 ФЗ № 103: эпидемии, эпизоотии, обширные очаги возгорания, крупные аварии систем жизнеобеспечения .
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей .
Современное состояние человеческой цивилизации вызывает необходимость разработки и совершенствования форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, среди которых особое место принадлежит правовому и организационному регулированию, включающему:
- создание и развитие нормативной базы, регулирующей общественные отношения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций;
- формирование, развитие и модернизацию единой государственной структуры, обеспечивающей эффективное реагирование личности, общества и государства на любые угрозы их безопасности.
В целях профилактики чрезвычайных ситуаций, в том числе и на объектах УИС, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 300 «О государственной программе Российской Федерации “Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах”» .
Для более точной и эффективной законодательной регламентации рассматриваемого основания введения режима особых условий в исправительном учреждении и СИЗО считаем необходимым заменить в ст. 85 УИК РФ слова «стихийных бедствиях» на слова «чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
Еще одним основанием для введения режима особых условий является установление в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения.
Заключение
На основании проведенного исследования, можно констатировать, что в настоящее время сложилась система организационно-правовых основ деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы при чрезвычайных ситуациях. Она представляет собой совокупность законодательных и подзаконных актов, определяющих компетенцию, задачи и функции, обязанности и права субъектов, осуществляющих деятельность в сфере защиты персонала исправительных учреждений и осужденных от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, УК РФ предусматривает систему уголовных наказаний за действия (или бездействие) администрации, осужденных и иных лиц, способствующие возникновению чрезвычайных ситуаций в исправительных учреждениях.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020, с изм. от 28.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.
5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
6. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обороне" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, N 23, ст. 2750.
7. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1014.
8. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.12.2020) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
9. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3648.
10. Правовое регулирование и организация режима : курс лекций / [С. А. Соколов и др.] ; Федер. служба исполн. наказа-ний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний, Каф. орг. режима и надзора. – Владимир :ВЮИ ФСИН России, 2015. – 316 с.
11. Проблемы повышения эффективности режима исполнения наказаний: сб. тезисов выступлений и докладов участников Всероссийской науч.-практ. конф., 6-8 апреля 2016. 359 с.