Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение - одно из самых необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно разнообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с любимым человеком.
Актуальность темы в том, что наш век характеризуется скоплением огромного количества людей в больших городах, избыточностью и навязчивостью повседневных контактов. В таких случаях анонимность выступает как щит, защищающий психику человека от эмоциональных перегрузок.
Своеобразная беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не удается убедить своих партнеров, если деловые связи разорваны, если отношения с начальством осложнены или возникают конфликты с подчиненными — это свидетельствует о наличии проблем в общении.
Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в значительной степени определенных коммуникативных навыков.
Решение коммуникативных задач представляет особый интерес для представителей так называемых "коммуникативных" профессий: политиков, менеджеров различного ранга, менеджеров, учителей, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других.
Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные черты личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.
Цель – изучить «общение» в психологии.
Задачи:
Изучить понятие общения и его цели;
Изучить функции и уровне общения;
Изучить три аспекта общения.
Понятие общения, цели
Общение — это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга партнерами.
Субъекты общениям - живые существа, люди. Общение является общим для всех живых существ, но только на человеческом уровне процесс общения становится сознательным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, а человек, который ее получает, называется получателем.
Понятие коммуникации используется также для характеристики специфики взаимодействия и общения представителей различных этнических общностей.
Цель общения — это то, для чего у человека есть этот вид деятельности. У животных целью общения может быть побуждение другого животного к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздерживаться от каких-либо действий.
Количество целей общения для человека увеличивается. Помимо вышеперечисленного, к ним относятся передача и приобретение объективных знаний об окружающем нас мире, обучение и воспитание, координация разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и уточнение личных и деловых отношений и многое другое. Если цели общения у животных обычно не выходят за рамки удовлетворения их реальных биологических потребностей, то у человека они являются средством удовлетворения множества различных потребностей: социального, культурного, познавательного, творческого, эстетического, интеллектуального роста, нравственного развития и других.
Функции и уровни общения
Функции общения — это ее системные свойства, определяющие специфику ее проявления. Коммуникация выполняет шесть функций: прагматическую, формирование и развитие, утверждение, объединение-разъединение людей, организацию и поддержание межличностных отношений, внутриличностную.
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. В то же время общение само по себе очень часто является самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает способность общения влиять на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В целом общение можно определить как универсальную реальность, в которой психические процессы, состояния и поведение человека рождаются, существуют и проявляются на протяжении всей жизни.
Функция подтверждения предоставляет людям возможность узнать, подтвердить и проверить себя.
Функция объединения - разъединения людей, с одной стороны, путем установления контактов между ними, способствует передаче необходимой информации друг другу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, тем самым соединяя их в единое целое, а с другой стороны, может способствовать дифференциации и обособлению индивидов в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам установления и поддержания достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и отношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов А. Практикум по психологии общения // А. Анисимов – М.: Речь, 2017, 816 с.
2. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей или Психология общения // И.В. Вачков – М.: Ось-89, 2018, 176 с.
3. Ефимова Н.С. Психология общения // Н.С. Ефимова. - М.: Форум, Инфра-М, 2017, 192 с.
4. Зорин П.Г. Гипнотизм и психология общения // П.Г. Зорин, Я.П. Зорин. - М.: Адити, 2018, 288 c.
5. Леонтьев А.А. Психология общения // А.А. Леонтьев. – М.: 2017, 771 c.
6. Рогов Е И. Психология общения // Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2017, 336 c.
7. Садовская В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум // В.С. Садовская, В.А. Ремизов - М.: Юрайт, 2016, 210 c.