Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
Задания для самостоятельной подготовки по психологии развития и возрастной психологии
Ответьте на вопросы и аргументируйте ответы
1. При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, о том что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приёмов смысловой группировки материала и включении этих приёмов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?
В течении дооперационального периода дети хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо с задачами на воспроизведение по памяти. Им еще трудно пользоваться приемами запоминания, даже такими простыми, как повторение про себя. Однако с 5 лет способность перечислять по памяти запомненные предметы значительно возрастает. Ребенок начинает повторять про себя до появления уверенности, что он запомнил. Для подтверждения смысловой группировки, можно предложить ребенку пересказать какой-либо рассказ. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при произведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Для опосредственного запоминания требуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать.
2. Учитель обратился к психологу с запросом, касающимся исследования межличностных отношений в классе, определения социального статуса учеников. Какими методами должен руководствоваться психолог и как он будет знакомить учащихся с результатами диагностических процедур?
Для исследования возможно применение одной из социометрических методик, например, Дж. Морено «Социометрия», цель которой – диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач:
1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3.Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Результат исследования: получение среза динамики внутригрупповых отношений для последующего переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. При этом учитель должен использовать полученные данные для сплочения коллектива, способствовать развитию дружеских отношений и повышению социального статуса учащихся, проводить с ними индивидуальную работу по их всестороннему развитию, формированию навыков общения со сверстниками.
3. Учитель попросил понаблюдать за поведением первоклассника, нарушающего дисциплину во время уроков. Охарактеризуйте дальнейшее действие психолога по выполнению намеченной цели.
Психолог может посетить непосредственно урок и выявить, что является причиной беспокойства ребенка. Возможно, активный ребенок не может усидеть на месте или что-то является сильным раздражителем. Дети только пришедшие в школу, после детского сада ее не все могут контролировать свои эмоции и двигательную активность. Также психолог может провести беседу с малышом о школе, интересно ли ему учиться, как он проводит свободное время. Исходя из собранной методом наблюдения и беседы информации, может дать рекомендации преподавателю.
4. 4.1.Применение метода наблюдения в возрастной психологии. 4.2.Эксперимент и особенности его использования в детской психологии. 4.3.Опрос в психолого-педагогическом исследовании детей.
4.4. Беседа как вспомогательный метод изучения направленности личности ребенка.
4.5. Использование психологических тестов при изучении детей.
4.1. Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослежива¬ние жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в раз¬витии.
4.2.Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий - направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие.
4.3.Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со