Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В экспериментальном (эмпирическом) плане способности стали изучаться со второй половины XIX в. Поворотным моментом в исследовании способностей стали работы Кэттелла (Cattell), который предложил в 1890 г. определять интеллектуальную физиономию индивида при помощи целого ряда опытов, названных им «умственными текстами (mental test) и статьи Бине и Анри (1896), помещенной в Annee psychologigue, относительно индивидуальной психологии. Большую роль сыграла публикация Бине и Симона «Метрическая шкала одаренности», заложившая основы тестологии. С этого момента число новых тестов стало расти в геометрической прогрессии.
Понятие о способностях, их природа и развитие
В отечественной психологии к проблеме определения понятия «способности» обращается Б.М. Теплов. Он также выделил четыре признака, входящие в понятие «способности», при употреблении его в практически разумном контексте.
1. Это свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
2. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
4. Способности, по существу дела, не могут быть врожденными. «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности… Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» .
Сравнение признаков способностей, приводимых Клапаредом и Тепловым, показывает, что они близки по трем позициям. Принципиальные расхождения наблюдаются только в отношении врожденности или приобретенности способностей. Но это принципиальное расхождение.
А так как любая психологическая функция имеет природный механизм в виде физиологической функциональной системы, реализующей эту функцию, то можно сделать вывод, что способности являются атрибутом (свойством) функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию.
Это свойство функциональных систем и является общей природной способностью, отнесенной к конкретной психической функции.
В качестве примера можно привести всем знакомую функциональную систему зрительного восприятия, которая состоит из периферической части (системы организованных фоторецепторов), зрительной коры и проводящих путей. Каждый элемент зрительной системы обладает своими специфическими свойствами, и в своей совокупности они образуют систему, которая обладает новым качеством - способностью восприятия. Способности в этом случае выступают как системное свойство (качество) функциональной системы зрительного восприятия. Способность восприятия будет одной из общих способностей человека, выступающей конкретным проявлением психической функции.
Учитывая вышеизложенное, мы имеем основание определить способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции.
Определив способности с позиции общего, мы можем рассмотреть их с позиции единичного.
С позиции единичного, отдельного, индивидуального способности будут определяться тем, как общее свойство (конкретная способность воспринимать, запоминать и т.д.) выражено у конкретного индивида. Единичное будет представлено мерой выраженности свойства у конкретного индивида.
Вполне естественно, что мера выраженности этого общего свойства у отдельных индивидов будет различной. На этом этапе появляется проблема индивидуальных различий в способностях как мера выраженности общей способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать о том, что представленные в данной работе теоретические взгляды на способности позволяют ответить на ряд актуальных вопросов, прежде всего на вопрос, сформулированный С.Л. Рубинштейном «что есть способности, какова структура способностей?». Способности имеют три измерения: природное (способность индивида), субъектно-деятельностное и личностное. Способности человека как индивида отражают биологическую сущность; они выступают как свойства его функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии познания и преобразования окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарипова И.И. Психологическая подготовка к школе // Трибуна ученого. 2020. № 8. С. 224-227.
2. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. 430 с.
3. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт. 2019. 152 с.
4. Пономарева Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях // Молодой учёный. – 2019. – №35. – С. 145-149.
5. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. - М.: Феникс. 2020. 280 с.