Фрагмент для ознакомления
2
Социальная сфера как экономическая категория представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей. Социальной сфере как области специфических экономических отношений свойственны некоторые общие экономические особенности, которые характеризуют определенные отрасли непроизводственной сферы (культуру, образование, науку, здравоохранение и т. д.).
В общем, социальная сфера - ограниченное деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите определенных слоев населения. Понятие СКС включаются разнообразные социальные институты, специализирующиеся на данной функции. Иначе говоря, это совокупность предприятий, учреждений, организации и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.
К социально-культурной сфере относят: образование; культуру; здравоохранение; физическое воспитание и спорт; социальное обеспечение; реклама, СМИ, печать.
В 70-е г. г. социальную сферу сравнивали с совокупностью отраслей непроизводственной сферы, что было не совсем правильно. Позже, при выделении социальной сферы из непроизводственной стали исключать науку, государственное управление и финансы и дополнять состав социальной сферы включением индустрии туризма, СМИ и информационных технологий, консалтинга, природоохранной деятельности, пассажирского транспорта и т. д., а также части материального производства социального назначения (например, общественного питания). Услуги в сфере социально-культурного сервиса служат удовлетворению потребностей двух уровней: - общественно значимых; - индивидуально необходимых. На протяжении многих лет, общество старается сохранить и создать новые культурные ценности, для того чтобы ввести эти ценности в сознание каждого индивида, так как от уровня индивидуальной культуры зависит и уровень культуры общества в целом. Слово «культура» в переводе с латинского означает обработка, возделывание, совершенствование, воспитание, образование. Культура определяет, как степень развития той или иной сферы жизнедеятельности человека, так и самого человека. Можно сказать, что с культурой тесно связаны нормы и ценности, включая и общечеловеческие. Культурное пространство вызывает к жизни индивидуальные потребности граждан, создает условия, стимулирует и оказывает индивидуальные услуги по его освоению. В рамках социально-культурного сервиса обеспечивается удовлетворение потребностей через систему здравоохранения, рекреации и спортивной деятельности, освоение культурного, экономического и социального пространства - через систему общественно организованных и индивидуальных форм туризма и экскурсий. В социально-культурный сервис входит также услуги дошкольных учреждений и различные формы социального обеспечения всех категорий граждан. Сфера культурной деятельности постепенно выделилась в самостоятельную отрасль. Функционирование этой отрасли направлено на создание продукта, способного формировать и удовлетворить культурные потребности людей. В сфере культуры выделяют такие категории: - культурное наследие; - публикации и литература; - музыка; - исполнительское и изобразительное искусство; - кинематограф и фотография; - радио и телевидение; - спорт и игры; - природа и окружающая среда. Структура социально-культурной сферы позволяет выделить две основные части - коммерческий и некоммерческий секторы. Коммерческая организация СКС - это юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности на поприще культуры. Участники коммерческих организаций имеют возможность принимать непосредственное участие в распределении прибыли. Всего в настоящее время в России имеется около 1 млн. коммерческих организаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2014. - 192 с.
3. Бабаева, Е.В. Организация досуга студенческой молодежи: историка-культурологический опыт 1970-1980 гг. / Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина, Ж.В. Муравьева - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - 167 с.
4. Баукова, Е.И. Феномен популяризации торгово-развлекательных центров, как основной формы досуга современной молодежи / Е.И. Баукова // Культура: теория и практика. - 2015. - Т. 6. - № 9. - С. 8.
5. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.