Фрагмент для ознакомления
2
3. Варианты контрольных заданий
Задание 1
Вопросы
2.1. Пословицы, поговорки. Загадки. Приём метафоры в малых жанрах устного народного творчества.
2..2. А.А. Фет. Стихи. А.А. Фет - поэт "чистого искусства". Поэт как мастер реалистического пейзажа. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
Задание 2
Темы сочинений
1. А. Ахматова. "Поэма без героя". Особенности жанра и композиции поэмы.
Пословицы, поговорки. Загадки. Приём метафоры в малых жанрах устного народного творчества
Метафора (греч. «перенос») - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы) и т. д.
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном
Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание; приемы, с помощью которых достигается это стяжение:
· краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении
· параллелизм
· аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым
Колыбельные песни – в народе зовут байками. Это название произошло из глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».
Пестушки. В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры.
Все эти приемы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного числа ситуаций. Сочетание нескольких таких приемов становится для слушателя сигналом, фиксирующим нечто вроде дискурсивной изотопии.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Метафора в пословицах и поговорках как бы в сжатом, свернутом виде заключает в себе целую картину, позволяет экономно, наглядно обрисовывать предметы или явления.
Без хозяина дом сирота.
Совесть без зубов, а загрызет.
Одному жить – сердце холодить, а на людях и смерть красна.
У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло.
В кармане соловьи сви¬щут.
Сарафан за кафтаном не ходит.
Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
В загадках используются разнообразные художественные средства:
Метафора («На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (березки).
Сама метафора образуется по принципу олицетворения (солнце встает, ветер шумит), овеществления (железные нервы, золотые руки,), отвлечения (сфера влияния, поле деятельности). Под метафорой понимают выражение, применяемое в переносном значении и основанное на сходстве сопоставляемых предметов описания и их отношений. В подавляющем большинстве загадок загадываемый предмет не называется. Вместо него загадывается его метафорический заменитель (эквивалент). Народ говорит о загадке: «Без лица в личине». «Лицо» — это загадка, «личина» — ее метафора. В ней мысль выражается, не открыто и прямо, а переносно. Например: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (березки).
В качестве метафор в загадках чаще всего выступают существительные. Например: «Скатерть бела весь свет одела» (снег); «Синенька шубенка — весь мир покрыла» (небо); «На одном быку семь шкур» (лук). Однако
Фрагмент для ознакомления
3
1. Давыдова О. Символ и символическая реальность как основа поэтического мира Ф.И.Тютчева / О. Давыдова. – М., 2006. – 143 с.
2. Кожинов В.В. История всемирной литературы: В 9 томах / В. В. Кожинов., переизд. - М.: Наука, 2013. – 345 с.
3. Новикова А. М. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой.- Москва, 2014. - С. 138.
4. Царькова Т.С. Русская стихотворная эпитафия XIX-XX веков: источники, эволюция, поэтика / Т. С. Царькова. – М.,2016. – 254 с.