Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
1. Затранскрибируйте слова.
ТѦГОТА [т•енгота]
ДВЬРЬЦА [дв•ьр•ьц’а]
2. Произведите анализ подчёркнутых гласных (2) и согласных (2) звуков. Поделите на слоги данные слова. Охарактеризуйте слоги в первом слове.
План анализа звуков
Гласные звуки Согласные звуки
1. Гласный.
2. Полного образования или
редуцированный. Для редуцированных
указать позицию.
3. Ряд. Наличие палатализующей
(смягчающей) способности.
4. Подъём.
5. Лабиализованный (лабиализованность – это участие губ, огубленность) или нет.
6. Носовой или нет. 1. Согласный.
2. Место образования.
3. Способ образования.
4. Шумный или сонорный. Для шумных – глухой или звонкий.
5. Мягкий или твёрдый. Для твёрдых
(кроме [к], [г], [х]) – в твёрдой
разновидности или в полумягкой
разновидности.
ТѦ/ГО/ТА – 3 слога
Т -[т•] –1. согласный, 2. переднеязычный, 3.взрывной, 4.шумный, глухой, 5. твердый, в полумягкой разновидности
Ѧ -[ен] – 1. гласный, 2. полного образования, 3. переднего ряда, 4. среднего подъема, 5. нелабиализованный, 6. носовой
Г - [г] – 1. согласный, 2. заднеязычный, 3. взрывной, 4. шумный, звонкий, 5. твердый,
О - [о] – 1. гласный, 2. полного образования, 3. заднего ряда, 4. среднего подъема, 5. лабиализованный, 6. неносовой
Т - [т] – 1. согласный, 2. переднеязычный, 3. взрывной, 4. шумный, глухой, 5. твердый
А -[а] – 1. гласный, 2. полного образования, 3. среднего ряда, 4. нижнего подъема, 5. нелабиализованный, 6. неносовой
ДВЬ/РЬ/ЦА – 3 слога
Д -[д] – 1. согласный, 2. переднеязычный, 3. взрывной, 4. шумный, звонкий, 5. твердый
В - [в•] – 1. согласный, 2. губной, 3. щелевой, 4. шумный, звонкий, 5. твердый, в полумягкой разновидности
Ь - [ь] – 1. гласный, 2. неполного образования (редуцированный), сильная позиция, 3. переднего ряда, 4. среднего подъема, 5. нелабиализованный, 6. неносовой
Р - [р•] – 1. согласный, 2. переднеязычный, 3. плавный, 4. сонорный, 5. твердый, в полумягкой разновидности
Ь - [ь] – 1. гласный, 2. неполного образования (редуцированный), слабая позиция, 3. переднего ряда, 4. среднего подъема, 5. нелабиализованный, 6. неносовой
Ц - [ц’] – 1. согласный, 2. переднеязычный, 3. аффрикат, 4. шумный, глухой, 5. мягкий
А- [а] – 1. гласный, 2. полного образования, 3. среднего ряда, 4. нижнего подъема, 5. нелабиализованный, 6. неносовой
3. Проставьте позиции у редуцированных среднего и верхнего подъёма.
Редуцированные, обозначенные буквами «И», «Ы», надпишите над буквами (Ь^; Ъ^).
РЪПЪТЪ, ЧЬСТИѬ, ОУТРЬНИИ, ЗМИИ, КОУПЬЦЬ
[ь^] [ь^] [ ь^]
РЪ-ПЪ+ТЪ-, ЧЬ+СТИ-Ѭ, ОУТРЬ-НИ+И, ЗМИ+И, КОУПЬ+ЦЬ-
4. Разделите слова на два столбца группы: со слоговыми плавными, без слоговых плавных. По одному слову из каждого столбца затранскрибируйте и поделите на слоги. Охарактеризуйте слоги (а) открытый; б) прикрытый / неприкрытый).
ВЛЪХВЪ, КРЬСТЪ, БЛЬСТЂТИ, ГРЪДЫИ, СРЬДЬЦЕ, ДРЪВА
со слоговыми плавными без слоговых плавных
ВЛЪХВЪ (волхвы)
ГРЪДЫИ [гро-дъj] (гордый)
СРЬДЬЦЕ (сердце, середка)
[гро]-открытый, прикрытый
[дъj] -открытый, прикрытый КРЬСТЪ (крест, крещение)
БЛЬСТЂТИ (блестеть, блеск)
ДРЪВА [дръ-ва] (дрова)
[дръ] - открытый, прикрытый
[ва] - открытый, прикрытый
5. Восстановите древний вид данных корней. Расскажите, с чем связано появление данных чередований: СЕДЬЛО - СѢДѢТИ; ЗОВЕШИ – ЗЪВАТИ
Образец: СКОЧИТИ – СКАКАТИ
*skŏk *skōk
В корнях скак - скоч чередуются гласные а//о. Данное чередование восходит к праславянскому количественному чередованию *ō с *ŏ (*ō//*ŏ). В результате трансформации количественных различий в качественные *ŏ > о, *ō > а.
СЕДЬЛО – СѢДѢТИ
*sedъlo *sěděti
В корнях сед - сид чередуются гласные е//и. Данное чередование восходит к праславянскому количественному чередованию *ĕ с *ē (*ĕ//*ē). В результате трансформации количественных различий в качественные * ĕ > е, * ē > Ђ.
ЗОВЕШИ – ЗЪВАТИ
*zŏv *zŭv