Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Спорт как социально-экономическое явление способствует достижению стратегических целей Российской Федерации – солидарности и процветанию. Он связан с понятиями мира, терпимости, взаимопонимания и образования, что отвечает европейским идеалам и ценностям.
С социальной точки зрения физкультурное образование и спорт оказывают значительное влияние на развитие молодого человека с раннего возраста в самых разнообразных формах не только из-за академической успеваемости и будущего трудоустройства, но и воспитания понятия справедливости, навыков работы в команде, навыков коммуникации и разрешения конфликтов. Спорт может быть использован как средство повышения уровня концентрации школьников, улучшения их поведения и общего отношения к учебе. Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учащихся является важной задачей российской школы.
Физическое состояние ребенка является той базой, на которой развиваются его силы и потенциал, в том числе и умственное. Изучение особенностей и моделей физкультурного образования в странах Европейского Союза позволит системе определить пути комплексного развития физических, умственных и психических качеств школьников; сформировать в них устойчивые мотивы и потребности в организации собственного здорового образа жизни. Таким образом, исследование физкультуры и спорта в структуре досуга является актуальной задачей.
1. Физическая культура и спорт как содержание досуговых мероприятий
Содержательный физкультурно-спортивный досуг играет важную роль в воспитательном процессе детей и молодежи и лежит в основе формирования их личностной физической культуры. Именно поэтому родителям следует привлекать ребенка с раннего возраста к систематическим занятиям физическими упражнениями, но для этого им нужно иметь соответствующие знания и практический опыт.
М. В. Дутчак считает, что для привлечения людей к двигательной активности следует сформировать у них интерес как осознанный мотив через познание и понимание значимости соответствующих индивидуальных и социальных причин такой деятельности. Первичными целями для появления у человека познавательного влечения (желания) осуществлять двигательную активность во время досуга для укрепления здоровья, по мнению автора, является во-первых, обеспечение информированности населения о пользе двигательной активности и возможных способах изменения поведения человека для ведения здорового образа жизни; во-вторых, осуществление пропаганды различных форм и видов спорта для всех. Позитивное отношение населения к занятиям спортом и физическими упражнениями формируется как следствие эффективной рекламы в средствах массовой информации 4, с. 15.
Современные исследования свидетельствуют, что значительную роль в формировании у детей и молодежи интереса к занятиям физической культурой и спортом, играют телевидение, Интернет, социальные сети, а кроме того, тренеры, преподаватели, руководители физкультурно-спортивных организаций считают не менее полезной для детей информацию, полученную от друзей и товарищей, а также пропаганду спорта на государственном уровне. При этом государственная политика в сфере физической культуры должна направляться на формирование у населения мировоззрения, ориентированного на активный образ жизни, престиж физического здоровья, патриотическое воспитание с помощью использования возможностей средств массовой информации и увеличения объемов социальной рекламы.
Основными факторами привлечения детей к спорту является, прежде всего, общественное мнение, которое складывается благодаря влиянию средств массовой информации, а также (что очень важно) влияние родителей.
Проблему формирования мотивации к самостоятельной оздоровительной деятельности у детей и молодежи следует рассматривать на трех уровнях: макроуровне (государственном уровне – соответствующие законы, приказы, социальные программы), мезоуровне (на уровне определенных социальных институтов – семьи, учебных заведений различного уровня, средств массовой информации, профессиональных учреждений) и микроуровне (на уровне отдельного человека) [5, с. 21].
Как свидетельствует современная практика, чаще всего спортом занимаются те дети, родители которых осознают важность физической культуры в их жизни. Так, например, родители отдают детей до учебных заведений физкультурно-спортивного направления для привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, достижение высоких спортивных результатов, формирования потребности в здоровом образе жизни, организации активного досуга, формирование гармонично развитой личности и для того, чтобы отвлечь от негативного влияния девиантного поведения сверстников.
С возрастом у детей формируется личная система ценностей, интересов, потребностей, влияющих на мотивацию осознанного выбора активного досуга. Следует также подчеркнуть, что с годами меняются и мотивы детей, наиболее распространенными из которых являются следующие:
1) эстетические: улучшение внешнего вида, коррекция фигуры и осанки, снижение массы тела;
2) оздоровительные: повышение уровня здоровья, двигательной активности, улучшение самочувствия и работоспособности, профилактика заболеваний, восстановление после учебных занятий;
3) психологические: получения удовольствия, снятия стресса, переключение внимания на другой вид деятельности;
4) социальные: общение, расширение круга знакомств;
5) познавательные: получения информации об основах ЗОЖ, техники выполнения упражнений, самоутверждения, самосовершенствования, самовыражения, повышения самооценки, обретения уверенности в себе [2, с. 27].
Выбор формы и содержания досуга, кроме личных мотивов детей и молодежи, нередко обусловлен социокультурными, технологическими, политическими, демографическими, экономическими, полиэтническими традициями региона и страны в целом. Учитывая местные традиции формируется и система учреждений, организаций, учреждений, обеспечивающих физкультурно-спортивный досуг.
Внешкольные учебные заведения физкультурно-спортивного направления играют важную роль в организации содержательного досуга, а также способствуют систематическому привлечению детей к занятиям, удовлетворению их интересов по выбору вида спорта и, при наличии способностей, обеспечивают переход к спорту высших достижений.
К этим учреждениям относятся: 1) детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва; 2) спортивные клубы учебных заведений; 3) спортивные клубы по месту жительства населения; 4) спортивные клубы ОСОУ. Во время исследования установлено, что, несмотря на специфические функции, которые выполняют внешкольные учебные заведения физкультурно-спортивного направления, все они обеспечивают потребность личности в творческой самореализации и интеллектуальном, духовном и физическом развитии детей и молодежи.