Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
Вариант 7
1.Литературный процесс 30-50х годов 20века
Конспект
Конец 20-х — начало 50-х годов — один из самых драматических периодов в истории русской литературы. С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту отечества от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. В 30-е годы государственное, официальное мировоззрение становится определяющим и проникает во все области жизни. С 1929 года, объявленного Советской властью «годом великого перелома», начинается усиление давления государственных и партийных органов на литературу. Принятое в 1932 году постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало РАПП и прочие литературные объединения и объявило о создании единого Союза советских писателей.
Стремление «втиснуть» литературу в рамки единого эстетического шаблона привело к открытию нового художественного метода - социалистического реализма. Он был объявлен единственно верным, а все то, что не укладывалось в его каноны (модернизм, авангардизм, формализм и прочее), считалось идеологически вредным и лишалось доступа к читателям. Художники, не желавшие принять условия «игры» и осмелившиеся сохранить свой творческий голос, либо уничтожались физически (Бабель, Мандельштам, Пильняк, Клюев, Корнилов), либо обрекались на «творческую смерть» - объявленные «вне литературы», опороченные официальной прессой, они были обречены на многолетнее молчание (Булгаков, Ахматова, Платонов, Пастернак и другие).
Начинается массовая эмиграция писателей и поэтов: из Советской России уезжают Бунин, Куприн, Андреев, Бальмонт, Северянин, Гиппиус, Ремизов, Шмелев, Аверченко, Алданов, Ходасевич и другие. Лишенные Родины, они продолжают в своем «зарубежном» творчестве традиции классической литературы XIX века и литературы серебряного века.
Великая Отечественная война изменила на какое-то время состояние литературы и соотношение литературных сил. Общая беда объединила разрозненные голоса «советских» и «зарубежных» художников, и они заговорили в унисон, рассказывая в меру своего таланта и «партийной» принадлежности о великом и трагическом противостоянии, в котором проявился истинный дух русского народа. Великая Отечественная война - одна из главных тем русской литературы XX века. Представленная поэзией, прозой и драматургией, она оказала мощнейшее воздействие на развитие современной литературы, во многом определила проблематику, стилевые и жанровые ее особенности.
Считается, что в своем развитии литература о Великой Отечественной войне прошла несколько этапов. Первый период - литература сороковых годов (1941 - 1945), второй период - литература пятидесятых годов (1945 -1955) и, наконец, третий - литература с середины 60-х по 90-е годы.
Литература первого периода (1941 - 1945) - непосредственный отклик на события страшных военных лет. Перед писателями стояли конкретные задачи: поддержать соотечественников, способствовать консолидации основных сил нации, внушить надежду. Сами названия произведений первых лет войны содержат в себе смысловое ядро их содержания: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Хуже зверей» И. Эренбурга, «Что мы защищаем?», «Русский характер» А. Толстого. Литература этого периода отличается удивительной целенаправленностью. Это литература одной темы - темы защиты Родины. Главным предметом изображения становятся герой и его подвиг. О героизме моряков рассказывается в сборнике очерков и рассказов А. Соболева «Морская душа»; о подвигах в тылу врага - в романе