Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические аспекты финансового управления доходами и расходами компании
Доходы организации являются финансовой основой ее хозяйствен-ной деятельности.
Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование как принципы функционирования предприятий в условиях рыночной эконо-мики требуют от них, чтобы размер выручки от реализации превышал за-траты, которые нужны для выполнения ими своих основных задач. Дру-гими словами, выручка от реализации организации является исходной предпосылкой для усиления его конкурентоспособности.
Доходы субъекта экономики выступают в качестве его финансовой базы. Основная часть доходов организации выступает в качестве источни-ка возмещения всех сумм текущих затрат, которые связаны с осуществле-нием его хозяйственной деятельности .
Доход представляет собой особого рода систематическим образом воспроизводимый ресурс организации, цель осуществления бизнеса, важ-нейший источник развития и роста ее рыночной стоимости; индикатор ее уровня кредитоспособности и конкурентоспособности.
Доходы рассчитывают на основе первичных бухгалтерских докумен-тов и документов налогового учета. Доходы от реализации рассчитывают-ся в порядке, который установлен статьей 249 Налогового Кодекса :
а) доход от реализации - это выручка от продажи товаров (услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от продажи имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав;
б) выручка от продажи рассчитывается из всех поступлений, которые связаны с расчетами покупателей за приобретенные товары (работы, услу-ги), иное имущество либо имущественные права, и выраженные в денеж-ных или натуральных единицах измерения, с учетом положений статьи 271 или 273 Налогового Кодекса;
в) особенности определения доходов от продажи для определенных категорий налогоплательщиков либо доходов от продажи, полученных в связи с некоторыми особыми обстоятельствами.
Прочие доходы - доходы, которые не указаны в доходах от прода-жи.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что доход для орга-низации является значимым показателем, чем он больше – тем больше ко-нечный результат его функционирования – сумма прибыли.
Необходимо рассмотреть расходы организации в условиях совре-менной экономики. Вся сущность понятия «расходы» представлена в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в НК РФ. В качестве расходов организа-ции признают снижение величины экономических выгод, которое связано с выбытием активов и появлением обязательств, которые ведут к снижению суммы капитала организации. В данном случае исключением является снижение суммы вкладов согласно решению собственников имущества .
Ограничение понятия «расходы» происходит согласно цели исполь-зования экономических ресурсов. Согласно характеру и условиям осу-ществления деятельности субъекта экономики расходы подразделяют на две главные группы:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы (из них операционные, внереализационные (ис-ключены сегодня), чрезвычайные).
Расходы по обычным видам деятельности непосредственным обра-зом связаны с процессом производства и продажи продукции, выполнени-ем работ и оказанием услуг, покупкой и продажей товаров.
Затраты на производство и продажу продукции составляют сумму себестоимости. Их возмещение происходит в каждом цикле производства при помощи полученной суммы выручки от продажи. При неизменном уровне продажных цен от величины расходов на производство и продажу продукции при прочих условиях равного характера находится в зависи-мости величина прибыли организации и уровень производственной рента-бельности .
В качестве неизменного условия должно выступать возмещение рас-ходов на приобретение сырья и материалов, износ основного капитала, оплату труда работников субъекта хозяйствования, затрат на расширение и модернизацию процесса производства, на программы социального пла-на и многие иные нужды, за счет доходов, которые получены от продажи продукции, а также от прочей деятельности. При этом организация долж-но быть рентабельным.
Предприятия стараются максимально снизить расходы без ущерба для доходов. Это обеспечивает точный учет и контроль доходов и расхо-дов. Поскольку большинству компаний, помимо прочего, требуются мате-риалы для продукции, сотрудников и офисного оборудования, им необхо-димо потратить достаточно денег, чтобы покрыть важные вещи, которые поддерживают бизнес и могут приносить доход и прибыль. Стремясь реа-лизовать оперативное управление доходами и расходами, организация ставит перед собой ряд целей:
– повышение доходов при сохранении стабильно высокого качества продукции;
– выполнение плановых показателей;
– минимизация расходов при сохранении стабильно высокого каче-ства продукции;
– увеличение объемов производства при снижении расходов на них и др.
Чтобы обеспечить эффективное исполнение поставленных целей управляющие могут строить «дерево целей» (рис. 1).
Рисунок 1 – Пример возможного «дерева целей» для организации
Предприятие, ставящее перед собой определенные цели, должны также разрабатывать четкую линию действий, которая и прослеживается в «дереве целей». Существующий механизм управления доходами и расхо-дами представляет собой довольно сложный процесс, позволяющий управлять этими категориями в рамках единого бизнеса. Управление до-ходами – это рентабельный способ установления прибыльной ценовой по-литики для оптимизации доходов компании на основе поведения спроса .
Оптимизация цен лежит в основе метода управления доходами. Ме-тод тарифных планов по сравнению с методом низких цен является более совершенным механизмом управления доходами.
Контроль расходов в сочетании с регулированием цен и объемов может иметь большее влияние. Даже в условиях ограниченного спроса или высококонкурентного рынка вопрос управления затратами становится ак-туальным. Практически все коммерческие организации используют какую-то особую систему управления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ с комментариями / под ред. Г.Ю. Касья-новой. – М.: АСТ, 2020. – 1056с.
2. 25 положений по бухгалтерскому учету (по состоянию на 2020 год). – М.: Омега-Л, 2020. – 336с.
3. Гаврилова Э.Н. особенности управления доходами и расхода-ми в организации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. - №4. – С.555-557.
4. Горлова Н.А., Малышева И.С. Современная практика управ-ления доходами и расходами коммерческой организации // Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на националь-ном и региональном уровнях: Материалы II-ой междун. науч.-практ. кон-ференции. – Воронеж: ВГАУ им. Императора Петра I, 2020. – С.25-29.
5. Кирильчук Н.А., Блажевич О.Г. Методика анализа доходов фирмы // Вестник науки и творчества. – 2017. - №2. – С.95-102.
6. Новикова А.А. Управление доходами и расходами коммерче-ского организации ООО «Надежда» // Аллея науки. – 2017. – Т. 4. - № 10. – С.363-370.
7. Толчинская М.Н. Управление доходами и расходами органи-зации в современных условиях // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №12. – С.680-683.