Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 5
1 Характеристика эпохи Врождения
Дайте общую характеристику философии эпохи Возрождения.
Возрождение было периодом интенсивного развития экономики и производства, зарождения буржуазных отношений, расцвета науки и искусства, мощнейшего подъема духовности.
Начинают развиваться математика, астрономия, механика, география, естествознание. В эпоху Ренессанса изобретаются и открываются многие процессы и явления. Изобретается книгопечатание в Европе, Колумб открывает Америку, открывается морской путь в Индию и пр.
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XVвека оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. В процессе создания и развития культуры Возрождения прослеживается обращение к другим эпохам. Главным является обращение к античному наследию. Обращение к человеческому, прославление прекрасного, гармонично развитого человека особенно близко гуманизму Европы. В эпоху Ренессанса начинает воссоздаваться античный идеал личности, понимание красоты как гармонии и меры. Мировосприятие античности для эпохи Возрождения становится притягательным и доступным материалом. Художники, скульпторы и поэты Возрождения вдохновляются сюжетами античной мифологии и истории, греческими и латинскими языками . Реабилитация наследия античности начинается с анализа языков древности. С конца XIII века гуманисты активно изучают язык Греции, Цицерона, Горация, Сенеку. Дети изучают латынь.
Личность эпохи Возрождения – это историк, филолог, библиотекарь, что любит изучать старые рукописи и книги, составляет коллекции древности. В Возрождение восстанавливаются забытые труды авторов из Греции и Рима, происходит установление подлинности текстов, которые искажались в Средневековье. Огромная часть текстов авторов античного времени выявляется гуманистами. Огромная роль в распространении наследия античности принадлежала изобретению и распространению книгопечатания. Античные рукописи и памятники были не мертвыми предметами, а учителями.
Деятели эпохи Ренессанса проявляли огромный интерес к философии античности – натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь трансформировано в культ.
Периоды эпохи.
1. Раннее Возрождение.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
2. Высокое Возрождение.
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства.
3 Северное Возрождение.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Высшее образование, 2018
2) Кузнецов Б. Г., Джордано Бруно и генезис классической науки. — Москва : Наука, 1970. — 212 с
3) Культура и культурология: Словарь/Сост. И ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2016
4) Майорова Е. Д., Мыслители итальянского Возрождения XV - начала XVI веков о сущности живописи и ее месте в культуре эпохи // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия . — 2017. — № 3. — С. 105-117.
5) Майорова Е. Д., Слово в итальянской культуре Раннего Возрождения // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2018. — № 6. — С. 100-116
6) Пиков Г. Г., Является ли «Возрождение» особенностью развития европейской культуры? // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 7. — С. 20-25.
7) Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 2016
8) Шедевры Северного Возрождения : [альбом. — Москва : Белый город, [2011]. — 367, [1] с.