Фрагмент для ознакомления
2
знаменита подъемом культуры, искусства, литературы и науки, а также новыми идеями в социальной и политической мысли. Это время рассматривается как время гениальных творцов, время, когда человек выходит за рамки традиционного общества. В этот исторический период мы видим много контрастов и противоречий.
«Эпохой Возрождения» или «Ренессансом» этот период истории назван в основном потому, что под этим термином понимается возрождение классической античности, античной культуры, включая старые философские учения (философское возрождение), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как сходное с жизненным чувством античности и как противоположность средневековому отношению к жизни с ее отрешенностью от греховного земного мира.
Границы эпохи Возрождения XIV-XVI вв., в Италии Ренессанс начался уже в XIV веке, а своего расцвета достиг в XVI веке. Вслед за Италией культура эпохи Ренессанса стала повсеместно распространяться в Европе.
После религиозного средневековья и природно-космического видения античности мировоззрение эпохи Возрождения было ориентировано на искусство. В это время центром внимания становится человек. Следовательно, философское мышление этого периода рассматривается как антропоцентрическое, а научное мышление - как натуралистическое.
Именно из эпохи Возрождения пришли к нам имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие.
В эпоху Возрождения в философии возник вопрос о соотношении божественного и естественного, конечного и бесконечного. Позиции церкви сильно пошатнулись.Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основанную на идее о растворении Бога в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом.
Эпоха Возрождения ознаменовала новый виток в развитии философии, культуры и науки, и поэтому изучение этого периода актуально и сегодня.
Целью данной работы является изучение философской и естественнонаучной мысли эпохи Возрождения.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи:
1. Охарактеризовать гуманистический период эпохи Возрождения.
2. Изучить развитие философии и науки в неоплатонический период.
3. Дать характеристику натурфилософского периода эпохи Возрождения.
Объект исследования – эпоха Возрождения. Предмет исследования − философская и естественнонаучная мысль эпохи Возрождения.
1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гуманизм - первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет - от середины XIV в. до середины XV в.
Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, изображающих мыслящего человека, который может не только плыть по течению, но также сопротивляться и действовать независимо. Его основное внимание уделяется интересу к каждому человеку, вере в егодуховные и физические способности. Именно гуманизм Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. В этом учении человек представлен как творец, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и действиях.
Гуманисты придавали особое значение человеческому разуму, его безграничным возможностям. Поэтому, помимо политической свободы, гуманисты требовали избавления от господства церкви и ее притязаний на политическое господство, духовной свободы, которая представляла бы возможность для человека свободно развивать свои навыки и творческие силы для создания новой светской культуры, которая могла бы противостоять церковной культуре средневековья. Гуманисты верили в силу человеческого знания, отсюда их жажда огромного накопления знаний, что было одной из их определяющих характеристик. Они стремятся возродить античную культуру, вернуться к истокам античной мудрости, изучают Платона, Аристотеля и других древних мыслителей, уделяют много внимания античному искусству, истории, литературе и науке. Гуманисты выработали новое жизнеутверждающее мировоззрение. Стремление к высшему культурному и нравственному развитию различных человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, то есть с тем, что во времена Цицерона называлось гуманизмом, было целью мыслителей Возрождения.
Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего [1].
Гуманистическое движение зародилось во Флоренции.Во Флоренции родился и долгие годы жил Данте Алигьери (1265-1321), в произведениях которого («Божественная комедия», «Пир», «О монархии») гуманисты видели источник своих настроений и идей.Он поднимает новую идею - о двойной роли человека. Человеку уготовано блаженство «вечной» жизни после смерти; но не менее ценна его настоящая земная жизнь. Данте говорит, что судьба «благородного человека» не предопределена его рождением в определенном классе и должна формироваться на основе стремления «к доблести и знаниям».
Признанным родоначальником гуманизма в Италии был поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). Он пропагандировал древнюю культуру, собирал и исследовал древние рукописи и памятники культуры. Мотивы индивидуализма, преклонения перед природой и восхваления земной любви характерны для работ Петрарки. Петрарка считает, что теология и познание Бога – не дело людей. Он отвергает схоластическую науку как «болтовню диалектиков», совершенно бесполезную для человека. Не следует заниматься диалектикой, нужно заняться проблемами человека. Начиная с Петрарки, со второй половины 14 века формируется тенденция уделять большое внимание латинской и греческой культурам и признавать античную культуру как образец культурной деятельности.