Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Преобразования первой четверти XVIII в. неразрывно связаны с деятельностью Петра I. Его заслуга состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации.
Именно в период правления Петра I в нашей стране были проведены глобальные реформы практически во всех сферах жизни, особенно в управлении, экономике, военном деле, культуре. Главный смысл данных преобразований состоял в создании государства, которое могло бы успешно противостоять другим развитым государствам, а также ликвидировать отставание России от этих государств.
В центре всех этих преобразований встает царь Петр, который решился на проведение этих изменений.
Таким образом, целью настоящей работы является представить Петровскую модернизацию и ее значение в истории России.
Цель работы определила выполнение следующих задач.
- изучить изменения в государственном управлении;
- описать преобразования в просвещении, научных знаниях;
- рассмотреть изменения в быту.
На наш взгляд, данная тема всегда будет актуальной, поскольку касается такой яркой личности, как Петр I, царя-реформатора. До сих пор еще идут споры в отношении того, что дали России преобразования, которые им были осуществлены. Одни считают, что реформы были во благо страны, другие – наоборот, принесли только зло. В связи с этим, представляется интересным еще раз рассмотреть основные преобразования Петра.
Структурно работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются изменения в государственном управлении. Вторая глава описывает преобразования в области культуры в первой половине XVIIII века.
Тема преобразований Петра довольно широко представлена в трудах различных авторов, таких как: Н.И. Павленко, А.М. Панченко, И.Я. Фроянов, В. И. Лебедев, Ю. С. Осипов. П. Н. Милюков, А. Б. Каменский, Е. В. Анисимов, Н. П. Ерошкин, А. М. Прохоров, А. В. Захаров и другие. В данных произведениях авторы представляют преобразования Петра, как необходимость догнать развитые страны Европы. Одни из них более подробно останавливаются на каких-то отдельных реформах, другие освещают их в полном объеме.
Для раскрытия данной темы нами использовалась разнообразная литература: монографии, учебные пособия, а также статьи из журналов в электронной форме. Особенностью данной литературы было то, что она была взята из электронной библиотеки, что не позволяло отследить страницы использованного материала.
1 глава. Изменения в государственном управлении
Преобразования первой четверти XVIII века безусловно тесно связаны с деятельностью Петра I. Его заслуга, отмечает А.Ю. Дворниченко, состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации.
Доставшаяся Петру система управления перестала отвечать новым изменениям, которые произошли в стране. В результате петровских реформ аппарат власти стал выглядеть по-другому.
Прежде всего, это коснулось Боярской думы, которая постепенно прекратила свою деятельность. Высшим государственным учреждением России стал созданный в 1711 г. Сенат. Сенат, подчиняясь непосредственно царю, руководил работой администрации, выполнял законосовещательные функции при царе и являлся верховной судебной инстанцией.
Петр оставил четкие распоряжения в отношении обязанностей, пределов власти Сената: «Всякий их (сенаторов, список которых, из девяти человек, он тоже составил) указам да будет послушен так, как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря».
Начиная с 1722 г. была введена новая должность - генерал-прокурор, который осуществлял надзор за деятельностью Сената. В отличие от прежней Боярской Думы Сенат являлся чисто бюрократической структурой, орудием верховной власти, всецело зависевший от воли монарха.
После учреждения Сената в 1711 году, в 1718-1721 гг. были созданы новые коллегиальные учреждения - коллегии. Они были учреждены вместо различных многочисленных устаревших приказов, чьи функции частич¬но совпадали и не имели четких границ. Как отмечает Н.И. Павленко, к концу XVII в. функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Всего было учреждено 11 коллегий.
Следует отметить, что первоначально, Петр приступил к созданию новых приказов. Так, отмечает Б.Н. Земцов, в 1689 г. был создан Преображенский приказ, в 1696 г. - Адмиралтейский, а в 1699 г. - Бурмистрская палата, которая отвечала за налоговые поступления, промышленность и торговлю.
Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел - внешними сношениями, Во¬енная - сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская - фло¬том, Камер-коллегия - сбором доходов, Штатс-контор-коллегия - рас¬ходами государства, Ревизион-коллегия - контролем за исполнени¬ем бюджета, Юстиц-коллегия - судопроизводством, Вотчинная - дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия - промышлен¬ностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия - торговлей.
Кроме того, действовали: Соляная контора, Медный департа¬мент, Межевая канцелярия.
Также, отмечает Н.И. Павленко, на правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. После проведения областной реформы 1708 - 1710 гг. Ратуша перестала играть роль центрального учреждения, земские избы были ликвидированы.
Перед Главным магистратом, который был учрежден в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал».
В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, которые притесняли мелких ремесленников.
Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ - карательное учреждение, которое как отмечает
Фрагмент для ознакомления
3
. Дворниченко А. Ю. и др. Отечественная история (до 1917 г.): учебник/
А.Ю. Дворниченко, Ю.В.Тот, М.В.Ходяков/под.ред. А.Ю.Дворниченко.-М., 2002.
2. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. - М., 2009.
3. История Российского государства и права: Учебник.-Исаев М.А.: Статут, 2012.
4. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
5.Павленко Н.И. и др. История России до 1861 года.: учебник./Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, В.А.Федоров/под ред.Н.И.Павленко.-3-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2004.
6. Панченко А.М. Начало петровской реформы: идейная подоплека // Из истории русской культуры.-М., 1996.
7. Фроянов И.Я. История России от древнейших времен до начала XX века: пособие для абитуриентов.-СПб., 1992.
8. Дегтярева Л.Р. Историческая реконструкция правовых реформ, или Компаративный взгляд на перманентную трансформацию российского образования//История государства и права.-2013.- № 21.
9. Гессен В. М. Вопросы местного управления. - СПб.: изд. юридического книжного склада «Право»: типолитография А. Е. Ландау.-1904.
10. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.)/под ред. и с предисл. В.А. Томсинова: Зерцало, 2004.
11. Романович-Славатинский А.В. Дворянство в России от начала XVIII стол. до отмены крепостного права.-СПб., 1870.
12. Соловьев. История России.-3-е изд., СПб.