Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внешняя политика является индикатором и существенным фактором внутригосударственных дел: от того, насколько грамотно и эффективно мы используем свой дипломатический ресурс, зависит не только авторитет нашей страны на международной арене, но и политическая и экономическая ситуация в самой России. Институт дипломатической службы в настоящее время занимает особое место в системе государственной гражданской службы. На развитие дипслужбы оказывает влияние множество внутренних и внешних факторов, являющихся следствием изменений внутри страны и на международной арене. Своевременное реагирование на возникновение этих факторов и управление их последствиями способствуют осуществлению целей и задач внешнеполитического курса страны.
Не требует обоснования необходимость постоянного взаимодействия Российской Федерации со странами мира посредством установления и поддержания дипломатических отношений в свете непрерывно происходящих трансформаций на международной арене. Федеральный закон «О государственной гражданской службе», устанавливающий ее правовые, финансово-экономические и организационные основы, определяет дипломатическую службу как составную часть федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере прохождения дипломатической службы в Российской Федерации.
Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие Особенности прохождения дипломатической службы в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ особенностей прохождения дипломатической службы в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- раскрыть понятие дипломатической службы;
- рассмотреть правовое регулирование прохождения дипломатической службы в Российской Федерации;
- исследовать прохождение дипломатической службы в Российской Федерации;
- выявить проблемы прохождения дипломатической службы и пути их решения.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как Г.А. Борщевский, М.А. Захарова, Н.О. Драбкина, С.А. Рагозина, А.Д. Захарченко, В.М. Кузьмина, А.А. Локтионова, Лю. Цзифен, М.А. Пархомчук, Д.И. Фирсов, Е.М. Рузаева и другие.
Нормативной основой курсовой работы являются Конституция РФ, Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Дипломатическая служба в системе государственной гражданской службы
1.1. Понятие дипломатической службы
Специфика дипломатической службы во многом связана с особыми условиями прохождения федеральной гражданской службы, ограничениями и ответственностью, постоянной ротацией кадров в загранучреждениях и центральном аппарате. Эти и многие другие особенности обуславливают существование отдельного законодательного акта, регламентирующего деятельность центрального аппарата и загранпредставительств – Федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (далее – Закон № 205-ФЗ).
Согласно данному акту, дипломатическая служба – «это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений».
В условиях существующей внешнеполитической напряженности повышается актуальность проблемы объективной оценки эффективности внешнеполитической деятельности, то есть выработка показателей, которые могли бы представлять результаты работы МИД России с использованием обоснованных оценок. В настоящее время существует оценка эффективности работы консульских учреждений по критерию «количество выданных виз»; он обозначает не столько действительное количество оформленных виз, но и количество обращений в консульское учреждение.
Дипломатический работник выступает своего рода низовым, базовым элементом в системе Министерства иностранных дел РФ. Законодатель определяет дипломатического работника как федерального государственного гражданского служащего, исполняющего функции дипломатического характера и замещающего в центральном аппарате МИД РФ, загранучреждениях МИД РФ, территориальных органах МИД РФ должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов.
Таким образом, дипломатическая служба является не самостоятельным видом госслужбы, а разновидностью федеральной государственной гражданской службы. В связи с этим, на дипломатических работников распространяются положения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» .
Таким образом, результаты оценки эффективности аппарата МИД России определяются качеством работы дипломатических сотрудников. Вместе с тем, государственную службу в системе МИД России проходит несколько категорий служащих, правовой статус которых различен.
Во-первых, это дипломатические работники – федеральные государственные гражданские служащие, исполняющие функции дипломатического характера и замещающие в центральном аппарате, загранучреждениях и территориальных органах МИД России должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов.
Во-вторых, выделяются сотрудники дипломатической службы – дипломатические работники, а также иные федеральные государственные гражданские служащие, замещающие в центральном аппарате, загранучреждениях и территориальных органах МИД России должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение классных чинов федеральной государственной гражданской службы .
Таким образом, в категорию сотрудников дипслужбы, помимо собственно дипломатических работников, входят иные категории служащих.
Сотрудники дипломатической службы пользуются иммунитетами, а также привилегиями, установленными нормами международного права – в первую очередь обладают дипломатической неприкосновенностью. Для них существует ряд специфических ограничений и запретов, в том числе на наличие иностранного гражданства; выезд за пределы России данной категорией работников осуществляется с обязательным уведомлением представителя нанимателя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Заключена в г. Вене 18.04.1961) // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4174.
7. Борщевский Г.А., Захарова М.А. Место дипломатической службы в системе федеральной государственной гражданской службы // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. Международный сборник научных статей. Под общей редакцией Л.В. Фотиной. Москва, 2019. С. 120-126.
8. Драбкина Н.О., Рагозина С.А. Особенности государственной службы министерства иностранных дел российской федерации // Сборник статей магистрантов ММА - 2020. Московская международная академия. Москва, 2020. С. 190-196.
9. Захарченко А.Д. Правовое положение дипломатических работников в системе МИД РФ // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство: сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 318-321.
10. Имкина Е.С., Кузьмина В.М., Каванаг Дж., Мин С. Россия и международные интеграционные процессы // Сотрудничество и интеграция. 2019. № 1. С. 275-278.
11. Кузьмина В.М., Локтионова А.А., Цзифен Лю., Пархомчук М.А. Современная экономическая дипломатия России // Сотрудничество и интеграция. 2019. № 1. С. 306-312.
12. Лемехов С.В. Некоторые проблемы регулирования служебных отношений дипломатических работников // Современная наука и практика в вопросах и ответах. Сборник научных статей по материалам Всероссийской студенческой заочной конференции. Отв. редактор С.А. Забелина. 2020. С. 260-268.
13. Литвак Н.В. Современная дипломатическая служба как рефлексивный институт // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 163-172.
14. Фирсов Д.И., Рузаева Е.М. Некоторые аспекты правового регулирования труда работников дипломатических и иных представительств российской федерации за границей // Евразийская юридическая конференция: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. 2018. С. 58-60.
15. Соколова М.А. Соотношение государственной гражданской службы и других видов государственной службы // Студенческий форум. 2019. № 2 (53). С. 84-88.