Фрагмент для ознакомления
2
Введение
О науке как производительной силе, которая возникла и развилась в период промышленного переворота, происходившего с 60-х годов XVIII в. и в течение XIX в., можно отметить, что ныне данный аспект ее значения является преобладающим. В условиях происходящей сейчас научно-технической революции у науки появилась еще одна функция: она выступает теперь еще и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наука становится фактором значимых социальных изменений. Если развита наука, это говорит о том, что такое государство отличается экономической силой. Наличие научных достижений является показателем развития экономики государства [2, С. 59].
Одним из важных различий в общей структуре научного знания является выделение основных видов научного знания. В частности, это такие логически и функционально противоположные виды научного знания, как аналитическое и синтетическое знание, априорное и апостериорное знание, предпосылочное и выводное знание, интуитивное и дискурсное знание, фундаментальное и прикладное знание.
Одна из важных проблем в отношении этих видов знания состоит в следующем: является ли различие между этими видами знания абсолютным или только относительным? Если оно абсолютно, то утверждать о внутреннем единстве системы научного знания бессмысленно, ибо оно в лучшем случае имеет чисто внешний, аддитивный характер.
Если же различие между этими противоположными видами научного знания только относительно, условно, контекстуально, то это, несомненно, важнейший аргумент в пользу внутреннего единства научного знания.
Целью данной работы является рассмотрение сущности научного познания.
Задачи:
- описать строение научного знания;
- рассмотреть эмпирические и теоретические методы исследования.
1 Наука. Строение научного знания
Как правило, классифицируют четыре периода «научных революций»:
1) Революция в науке XVII века. Итог этой революции – формирование классического естествознания. Последнее характеризовалось стремлением к нахождению абсолютных истин. Это достигалось благодаря исключению из анализа всего, что связывалось с субъектом и познавательной деятельностью субъекта.
Идеал научной теории – классическая механика. Поэтому любой процесс может быть описан в этот период только при помощи законов механики. Познание – это структура, состоящая из наблюдений и опытов с объектами природы, которая производилась при помощи чистого разума, воспроизводящего свойства и характеристики анализируемых объектов [3, С. 148].
2) Конец XVIII-первая половина XIX вв. Эта революция характеризует переход к новому естествознанию, которая уже представляла собой дисциплинарно организованную науку. Такие науки, как биология, химия уже не рассматриваются только совместно с механикой. Теперь происходит понимание того, что есть развитие, эволюция. Но это еще не касается физики. Философия в этот период занимается классификацией наук и разбирает научные методы. Очевидное анализируется. Но как эта, так и предыдущая революции протекали как создание и развитие классической науки и способов мышления в этой науке.
3) Конец XIX в. – середина XX вв. Формирование нового, неклассического естествознания. Этот период характеризуется тем, что в физике формируются релятивистская и квантовая теории. Космология пополняется концепцией нестационарной Вселенной. Теперь развивается генетика в биологии, появляется кибернетика и теория систем. Теперь одна и та же реальность может быть описана с разных точек зрения, и каждая из этих точек зрения воспринимается как истинная. В философии в этот период создаются новые философские основания науки. Итоги познания связаны с природой анализируемых объектов и особенностями исследований и социально-культурными факторами. Теперь объект исследования – это процесс, который может иметь устойчивые и вариативные характеристики. Наука меняет свое место в общественной жизни [3, С. 169].
4) Настоящее время. Наука меняется с компьютеризацией. Теперь важны экономические и социально-политические соображения в науке. Объект исследований в этот период – не процесс или тело, а уникальная система, которая имеет свойство открытости и саморазвития. Такие системы обладают синергетическим эффектом. Процессы в таких системах необратимы. Для изучения новых объектов применяются специфические способы анализа и предсказания состояний. Меняется и способ экспериментального познания. Часто эксперимент заменяется компьютерным исследованием.
Каждой стадии научной революции соответствует свой тип научной рациональности. При этом предшествующий тип научной рациональности не ликвидируется, а только ограничивает сферу действия нового научного типа рациональности. Стадии развития науки будут отличаться между собой степенью рефлексии по отношению к научной деятельности.
Научное знание не отличается однородностью. Как правило, выделяют различные типы научного знания в зависимости от типов, форма и содержания этого знания. И это является важнейшим вопросом философии.
Научное знание представляет собой результат научного исследования или процесса познания, где учитываются, так называемые, критерии научности. Не любое знание является научным, так как не каждое представлением о явлениях или событиях является достоверным (или объективно доказанным).
Можно выделить различные формы знания:
1) обыденное,
2) практико-прикладное;
3) научное [5, c. 219].
Отдельно отметим чувственное знание, формируемое вследствие способности человека к чувственному восприятию окружающего мира (или чувственному созерцанию).
Например, произведения искусства или предметы художественного творчества, воспринимаются иначе, и знание о них отличается от обыденного представления или научного знания. Обыденное представление и знание не является последовательным и системным, не подлежит доказательству или верификации. Общим в чувственном и обыденном знании является их субъективность, а научное знание должно быть объективным.
Объективность научного знания выражается в возможности овладения им любым специалистом и ученым данной отрасли наук, что выражается в критерии интерсубъективности. В свою очередь интерсубъективность подразумевает повторяемость (повторяемость) результатов исследования и особенно экспериментальных данных.
Практико-прикладное знание сближается с одной стороны с обыденным знанием, поскольку ориентировано на совершенствование быта человека, с другой, – имеет общие позиции с научным знанием, поскольку соответствует критерию повторяемости. Но, в отличие от научного знания, практико-прикладное не ориентировано на расширение фундаментального представления о мире и объединения всех отраслей научно-исследовательской деятельности. Таким образом, выделяется следующий критерий научного знания – наличие методологической базы и цели исследования (или телеологический критерий) [8, с. 49].
Приведем критерии научного знания:
1) объективность;
2) интерсубъективность;
3) повторяемость (воспроизводимость);
4) методологичность и телеологичность;
5) фундаментальность.
Научное познание отличается от других форм познания своей последовательностью, системностью, объективностью, строгой методологичностью и наличию цели.
Приведем ключевые определения науки, как духовной составляющей человечества и культуры. Наука может быть определена как:
1) познавательная деятельность;
2) особый вид мировоззрения;
3) специфический тип познания;
4) социальный институт.
Научная деятельность – это познавательная или когнитивная деятельность, имеющая целью получение нового знания. Продуктом научно-познавательной деятельности является новое знание в виде научных фактов, обобщений, гипотез, теорий или концепций [4, с. 54].
Структура научного знания:
а) Субъект науки - ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п.. в конечном счете - общество в целом.
б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.
в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.
г) Свой специфический, именно для них язык - как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).
При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры:
а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях;
в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира;
д) философские установки (основания);
е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы;
ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы;
з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).
Наука имеет строго определенную структуру: субъект науки, объект и предмет исследования, средства и методы исследования, а также полученные выводы и результаты. Субъектом науки может выступать отдельный исследователь, коллектив ученых или научное сообщество (Т. Кун).
Объект науки – предметная область научного познания, которая может выражаться как часть реальности, социума или бытия в целом, изучаемая научным сообществом. Предмет науки в широком смысле слова – это некоторая ограниченная целостность, выделенная из многообразия мира объектов в процессе человеческой деятельности, либо конкретный объект, вещь или предмет в совокупности своих свойств и отношений. Соответственно, предмет познания – это те свойства и закономерности, которые исследуются в объекте познания. Объект познания, по объёму и содержанию понятия шире предмета познания [7, с. 66].