Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система домашнего образования на протяжении множества лет делила ребят на нормальных детей и детей-инвалидов, которые буквально не имели способности обучаться и реализовывать собственные способности вровень со здоровыми ребятами, они не ходили в учреждения, где обучались обычные малыши.
Актуальность избранной темы заключается в том, собственно что дети с особенными потребностями обязаны владеть равными способностями с другими ребятами в получении образования. Сейчас уже нужно вводить эту форму обучения, которая создает безупречные обстоятельства для обучения ребят с ограниченными возможностями.
Проблема заключается в принятии индивидуальности каждого ребенка и создании для него таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Цель - изменить отношение современного общества к людям с ограниченными возможностями за счет реализации детьми с ограниченными возможностями своих способностей и достижения успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.
Задача - продемонстрировать значимость решения этой проблемы в сегодняшних условиях формирования общества. Требования, предъявляемые сегодня , - это развитие социально адаптированной, гармонично развитой индивидуума.
Нельзя говорить о терпимости к инвалидам, если с детства не воспитывать совместно здоровых детей и инвалидов. Лишь коллективное обучение, коллективная функционирование, коллективное преодоление сложностей и празднование малых побед позволяют воспитать личность, которую можно описать как гармоничную.
1. ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Доступность качественного дошкольного образования для всех детей - одна из основных целей модернизации дошкольного образовательного учреждения. В процессе модернизации возникает необходимость решения следующих задач:
• создание в дошкольном образовательном учреждении среды без преград, позволяющей детям инклюзивной группы быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса;
• формирование кооперационных связей и их укрепление между дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями социальной сферы.
Известный психолог Стребелева Е.И в своей программе «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсационного типа для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями» отмечает, что для обновления дошкольного специального образования необходимо создать условия для системного развития способностей «необычного» ребенка, направленное на достижение цели по обогащению его социального опыта.
Сегодня в России более 2 миллионов детей-инвалидов. Именно инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в сфере обычных дошкольников. Особенностью инклюзивного образования является тот факт, что дети в инклюзивной группе имеют доступ к одинаковым условиям, чтобы они могли присоединиться к системе образования гармонично и наравне с другими детьми.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включая латынь: Include - я заключаю, включаю), то есть инклюзивное образование, - это термин, используемый для описания включения детей с особыми потребностями в образовательный процесс массового характера, то есть ориентированного на большинство.
В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что любое нарушение прав «необычных» детей исключено.
Инклюзивное образование ориентировано на ребенка:
• с умственной отсталостью;
• с легкой умственной отсталостью;
• с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы;
• при нарушениях речи;
• слабовидящие дети;
• слабослышащие дети;
• дети с ограниченными двигательными возможностями;
• проблемы с развитием опорно-двигательного аппарата.
Совместное обучение детей с разными начальными навыками будет разрешено, если в дошкольном учреждении будут созданы особые условия. Вот как мы можем выделить несколько основных принципов включения:
• ценность человека не зависит от его навыков и достижений;
• каждый из представителей человеческого рода от рождения наделен способностью чувствовать и думать;
• каждый от рождения имеет право общаться и быть услышанным;
• каждому нужен другой человек;
• только реальные отношения могут гарантировать полезное и качественное настоящее образование;
• каждый человек, независимо от возраста, испытывает потребность в поддержке другого человека, своего ближнего;
• необходимо полагаться на обучение тому, что ученик может делать, на что он не способен и на что он не способен;
Все составляющие жизни человека могут увеличить разнообразие, доступность выбора.
Однако среди очевидных минусов инклюзивного образования можно выделить следующие моменты:
• психологическая несостоятельность общества, нежелание принимать человека из инклюзивной группы;
• несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких людей.
Обучение в инклюзивных дошкольных учреждениях дает детям возможность развивать социальные отношения посредством личного опыта. Семьи и сообщества в целом также выигрывают от инклюзивного обучения.
Практика инклюзивного образования приносит пользу как детям с отклонениями в развитии, так и обычно развивающимся детям.
Для детей с проблемами развития:
• способность наблюдать и имитировать коммуникативные навыки и поведение нормально развивающихся детей;
• увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям установить дружбу и позитивные социальные отношения, а также получить социальный круг поддержки;
• усиление когнитивного развития: широкий спектр параметров, от большей изобретательности до повышения мотивации к обучению;
• создание основы для самостоятельного и эффективного функционирования в общественной жизни в будущем.
Дети с типичным развитием:
• начать понимать трудности, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями;
• укрепляет их чувствительность к потребностям других, учится лучше воспринимать различия;
• они узнают, что все люди могут преодолеть серьезные трудности и добиться успеха;
• начать лучше относиться к людям, которые отличаются от них;
• с большей вероятностью берут на себя большую социальную ответственность;
Дети инклюзивных классов проявляют большую уверенность в себе в разных жизненных ситуациях.
1.1 Необходимые условия инклюзивного образования в ДОУ
Одной из первых идей инклюзии был простой «перевод» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов в общеобразовательные.
Однако, как показывает практика, этого недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, повышения уровня образования детей с ограниченными возможностями. И часто приводит к срыву учебного процесса у всех детей. При этом индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ограниченными возможностями приводит к необходимости организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А это требует разработки и создания особых условий, в том числе коренной модернизации образовательных программ, в том числе их дидактического содержания, разработки программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
В дошкольных учреждениях дети с особыми образовательными потребностями имеют возможность на разнообразных занятиях, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр), быть среди своих сверстников, общаться с ними, их видят достижения других детей, стремятся приумножить свои.
Очень важным аспектом инклюзивного образования является его ориентация на работу с семьей в целом с учетом психологических характеристик ее членов и динамики семейных отношений. Формирование детско-родительских отношений необходимо, это оправдано тем, что только при взаимодействии обоих родителей и близких людей возможно гармоничное развитие ребенка.
Еще один очень важный момент, лежащий в основе деятельности педагогического коллектива, - это поощрение родителей стать активными участниками в развитии ребенка, их включение в процесс обучения.
Для разных категорий детей с ограниченными возможностями, в зависимости от их характеристик, каждый из предыдущих компонентов особых условий, гарантирующих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет быть реализованы в нескольких степенях серьезности, в разном качестве и объеме. Таким образом, например, материально-техническая поддержка как один из неотъемлемых компонентов будет в полной мере присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения из-за такого важного компонента для их образования и обучения, как технические помощники преподавателя, а для детей с различными расстройствами аутистического спектра TCO не будет иметь первостепенного значения. При этом для последних «центр тяжести» особых условий смещается в сторону наличия специально обученных товарищей (наставников) и других организационно-педагогических условий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Екжанова Е.А. От интеграции к инклюзии // Школьный психолог. – 2010. – № 16.
2. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. — М.: Владимир: Транзит-ИКС, 2009.
3. Инклюзивное образование: за и против // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 5.
4. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010 – № 5.
5. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2010 - № 1.
6. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. — 2008. — №1 Назарова Н.М. Специальная педагогика // Раздел II «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями»: Аcadema, - 2000. – С. 112
7. Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян – Москва – 2012
8. Офстад, Х. Ценность человека в нашем обществе / Х. Офстад // Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями / под ред. К. Грюневальда. – СПб., 2003. – С. 125-13
9. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
10. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями // интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru // режим доступа: http