Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие и роль системы кадровой безопасности в организации.
ЗАДАЧА
Ознакомьтесь с материалом и сформулируйте основные принципы кадровой политики данной компании: 1) в области отбора персонала; 2) в сфере обучения и продвижения персонала; 3) в области стимулирования труда.
Международная корпорация «Наука Т» — одна из ведущих компаний мира. Начав с создания наждачной бумаги,«Наука Т» сегодня выпускает 60 тыс. наименований товаров. Годовой объем продаж 14 млрд. долл. Филиалы расположены в 57 странах, в компании работают около 90 тыс. человек. Холдинг «Наука Т» —одна из 25 компаний мира, владеющих наибольшим числом патентов. Треть объема ее продаж приходится на новую продукцию, которая не выпускалась еще пять лет назад. Успехи корпорации во многом определяются ее стратегией. При формулировании стратегии на первый план выдвигаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и диверсификация, т.е. проникновение в новые для компании сферы бизнеса. Особенности организационной структуры и производства. Корпоративный бизнес ориентирован на несколько ключевых параметров: создание новых изделий, обмен и передачу технологий внутри фирмы, самостоятельность хозяйственных отделений в инновационной деятельности и расширение полномочий новаторов в творческом поиске. Организационная структура строится по функциональному принципу с учетом общности применяемых технологий. Непрерывный процесс организационного развития предполагает создание новых отделений, ориентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В зависимости от успеха новшества меняется статус соответствующего подразделения, его непосредственного руководителя и подчиненных. Широко развита сеть связей и соглашений Холдинг «Наука Т» с другими фирмами. Политика управления персоналом. Кадровые службы холдинг «Наука Т» имеют высокий статус и обладают широкими полномочиями при принятии решений в отношении персонала. Корпорация верит в необходимость таких организационной структуры и климата, в основе которых уважение к достоинству людей, к ценности работника, поощрение инициативы и раскрытие творческого потенциала, предоставление равных возможностей для развития и вознаграждения по труду. Работники являются главным ресурсом корпорации. Для корпоративного менеджмента центральной проблемой является активизация новаторской деятельности персонала. Большое внимание уделяется развитию профессионального и творческого потенциала сотрудников, формированию предпринимательской этики, поддержанию высокой ответственности за качество работы и судьбу корпорации в целом. В центре управления персоналом –стимулирование персонала. Из общего числа программ стимулирования (637) на научно-исследовательский персонал ориентировано 303, на сбытовой —208, на административно-управленческий —79 программ. Остальные носят «сквозной» характер. Социальные программы направлены на поддержку профессионального роста, организацию досуга и участие в общественных делах. В компании сложился механизм подготовки и повышения квалификации персонала. Через внутрифирменную систему подготовки кадров ежегодно проходит около 15 тыс. человек. Для этого используются не только свои кадры, активно привлекаются внешние консультанты, известные специалисты других компаний, организуются «круглые столы» и дискуссии. Окончившим е курсы выдаются сертификаты и дипломы, имеющие признание на национальном уровне. Работники фирмы, обучающиеся в колледжах и университетах, получают поддержку со стороны фирмы. При успешной сдаче экзаменов корпорация возмещает стоимость обучения. Первостепенное внимание уделяется найму новых работников. Работать в «Наука Т» престижно, и поэтому существует конкурс при приеме на работу. При найме будущие работники проходят жесткий отбор. Кадровыми подразделениями и менеджерами ведется целенаправленная работа по адаптации персонала в фирме. Уже сложились традиции включения в жизнь «корпоративной семьи».В корпорации действует центр по ресурсам развития карьеры. Для расширения возможностей индивидуального роста введена система «двойной лестницы», иди «двух направлений в карьере» (в зависимости от индивидуальных способностей и предпочтений работника возможно продвижение либо по административной или по научно-инженерной линии).
2.Кадровые риски в организации.
Решите тест
• 1. Организация — это:
• а) совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт,
• б) подразделения, «зарабатывающие деньги» и обеспечивающие этот процесс,
• в) естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности,
• г) все ответы верны.
• 2. К типам организационной структуры относятся:
• а) дискриминантная, факторная,
• б) линейная, функциональная, адаптивная,
• в) гуманистическая, прагматическая, гомеостатическая,
• г) все ответы верны.
• 3. Персонал организации — это:
• а) члены некоторой группы, обладающие корпоративной культурой,
• б) сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий,
• в) совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация,
• г) все ответы верны.
• Государственные гражданские служащие — это:
• а) лица, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, б) лица, замещающие должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации,
• в) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, и лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации,
• г) все ответы верны.
• 5. Муниципальный служащий — это:
• а) лицо, исполняющее обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований,
• б) гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета,
• в) лицо, замещающее государственные должности Российской Федерации, и лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации,
• г) все ответы верны.
• 8. Кадровый риск — это:
• а) неэффективные управленческие решения, связанные с использованием человеческих ресурсов организации,
• б) кадровая политика, связанная с использованием человеческих ресурсов и не соответствующая целям организации,
• в) вероятное событие, обусловленное использованием кадровых ресурсов организации, в результате наступления которого могут произойти положительные, нейтральные и отрицательные для нее последствия,
• г) все ответы верны.
• 9. Видами кадровых рисков являются:
• а) риски при найме, в процессе работы, после увольнения, б) качественные, количественные, риски нелояльности,
• в) нетрудоспособность, профнепригодность, некомпетентность,
• г) все ответы верны.
• 10. К рискам нелояльности относится:
• а) судебные разбирательства, утечка конфиденциальной информации, ухудшение климата в коллективе, негативные репутационные последствия,
• б) неисполнение установленных должностных функций, нарушение трудовой дисциплины, нанесение вреда имуществу предприятия, мошенничество, излишние траты, злоупотребления персонала,
• в) непринятие традиций, правовых, технологических предписаний организации, негативное отношение к руководству и стилю управления,
• г) все ответы верны.
3. Контроль персонала компании
Деловая игра
Определите содержание и тип кадровой политики, сформируйте систему управления и контроля персоналом, включая разработку штатного расписания и пофакторную структуру персонала. Обозначьте кадровые проблемы и возможные пути их решения для гипотетической российской фирмы:
ООО фитнес-центр «Здоровье» на основе следующих данных:
1.Сфера и направление деятельности: оказание услуг в тренажерном зале, бассейне, сауне, косметическом и массажном кабинетах.
2.Размер предприятия: общая численность персонала −50 человек.
3.Этап жизненного цикла предприятия: рождение.
4.Общая стратегия фирмы: диверсификация деятельности.
5.Режим работы организации: 7 дней в неделю, с 8.00 до 23.00 (без обеденного перерыва).
4. Информационная безопасность в компании. Коммуникации как фактор риска в организации.
Деловая игра
Цель деловой игры: Анализ эффективности системы информационной безопасности (ИБ) организации с использованием аппарата моделирования с полным перекрытием множества угроз (программный инструментарий