Фрагмент для ознакомления
2
Рекомендации к разработке портфолио
ПОРТФОЛИО
По курсу «Теория и технологии экологического образования детей»
Портфолио включает 6 практических заданий, которые оцениваются совокупной оценкой
Задание 1. Заполнить таблицу по своей возрастной группе
Подбор растений в уголке природы
Возрастная
группа Краткая характеристика живых объектов Возможный подбор растений
Мл. гр.
Ср. гр. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов
Ст. гр.
Подг. гр.
Задание 2. Составить конспект наблюдения за явлением неживой природы (по своей возрастной группе).
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой»
Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе.
Во время прогулки обратить внимание детей на таяние снега вокруг деревьев и кустарников.
Почему это происходит? Выслушав ответы детей рассказать им происхождение этого явления в неживой природе. У деревьев более высокая температура, чем окружающий воздух, так как их кора быстрее нагревается на солнце, поэтому снег у стволов начинает таять быстрее, чем на открытом пространстве. Почему это явление не наблюдалось зимой?
Как изменилась погода?
Приметы: дым от трубы идет вверх-к морозу; северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы: весенний день целый год кормит; где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет.
Стихотворение "Весна".
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
ЗАГАДКИ.
По синему небу
Белые гуси плывут. (облака)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
Дидактическая игра: "Добрые слова".
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры: (Дети стоят в кругу и говорят друг другу слова). Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят.
П /игра "Мышеловка".
Труд на участке: уборка территории детского сада после зимы.
Задание 3. Оформить календарь природы, календарь наблюдения за птицами, дневник за ростом и развитием животных и растений (один календарь на выбор по своей возрастной группе). Прикрепить к заданию фото или скрин календаря.
Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.).
Наблюдение 1. «Какая ворона и какой воробей?
Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.
В свободное время воспитатель разучивает с детьми стихотворение.
В. Звягина
Воробышки
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки..
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
На дворе морозище —
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
— Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
— Воробей ведь маленький —
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.
Наблюдение 2. «Как птицы кормятся на кормушке?»
Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Воспитатель предлагает детям найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых, вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь — мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину. Уже со вторника воспитатель предоставляет детям возможность самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости, хвалит за правильные ответы и действия.
Наблюдение 3. «Какие звуки издают птицы?»
Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
Воспитатель дает детям задание для самостоятельного наблюдения: во время игры прислушаться к птицам, понаблюдать, будут ли слышны голоса птиц, чтобы точно выяснить, кто как из них кричит и по какому по воду. В конце прогулки воспитатель обсуждает с детьми их и свои наблюдения. Разучивает стихотворение В. Приходько про воробья.
Задание 4. Представить конспект руководства дидактической игрой природоведческой тематики (по своей возрастной группе). Можно представить несколько игр.
Дидактическая игра понимается как своего рода игра, в которой соблюдаются установленные правила. Это обучающий инструмент, служащий дидактической цели. Важным аспектом игры является достижение строго определенного счета. Компетенции, приобретенные в ходе дидактических игр, например настойчивость, критическое мышление или готовность идти на риск, способствуют развитию предпринимательских установок.
Конспект
дидактической игры «Северная ягода»
для детей среднего дошкольного возраста
Мультимедийное приложение
Цель: закрепление знаний у детей о ягодах тундры, закрепление названий северных ягод, развитие доказательной речи, познавательного интереса.
Словарь: вишня, морошка, голубика, черноплодная рябина, красная смородина, барбарис, малина.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска
Дидактическая задача: из предложенных ягод выбрать и назвать те ягоды, которые растут в тундре.
Игровое действие: узнавание и поиск ягоды тундры, нажатие на объект, проверка правильности ответа
Ход игры:
Часть Деятельность воспитателя Деятельность детей Методы и приемы
Вводная (В группу вбегает «Карлсон».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто – это залетел к нам в окно.
- Ребята, как вы думаете кто это?
Карлсон: Я самый, ой, а куда это я попал?
Карлсон: В детский сад? А где находится ваш детский сад?
Карлсон: У меня совсем закончилось топливо! Мне нужно срочно варенье, чтобы добраться домой!
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Карлсону улететь домой. Но вот проблема, где, же взять варенье? (Слайд 1)
- Давайте мы с вами соберем с вами северных ягод и сварим для Карлсона вкусное и полезное варенье. - Это Карлсон, который живет на крыше!
- К нам в детский сад!
- На севере! В Воркуте!
- Можно купить варенье, или собрать ягоду и самим сварить варенье. Сюрпризный момент
Вопросы
Пояснение
Просьба
Основная - Для этого я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Северная ягода»
- Ребята, послушайте внимательно правила этой игры:
- Для того чтобы сварить варенье нам нужно с вами собрать ягоды, но ягоды мы с вами можем собрать те которые растут у нас в Воркуте.
- Какие ягоды вы видите на слайде? (Слайд 2 – 4) Слушают правила игры. Пояснение
Объяснение
Заключительная - Ребята, смогли ли мы помочь Карлсону? (Слайд 5)
- Что мы сегодня для этого сделали?
- Да, ребята, вы справились! Вы молодцы!
Карлсон: Спасибо вам за то, что вы проявили любознательность и оказали помощь. Теперь мне точно хватит топлива до дома! До свидания! - Да, смогли, мы Карслону набрали целую корзину северных ягод. Подведение итогов
Похвала