Фрагмент для ознакомления
2
1) «Знаем – повторим, не знаем – научим» – повторение изученного о речи, знакомство с понятием «личный дневник», работа с деловым текстом, повторяют требовая к речи, виды речи (словесные картины, деловые сообщения, устная, письменная); «Знакомимся со словосочетаниям» - знакомство с понятием «словосочетание», знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами, наблюдае за связями слов в словосочетаниях, «наречие» - знакомство с жанром «Объснение»; «Размышляем, фантазируем, рисуем...» -
сочинение сказок, этюдов; «Части речи: что мы о них знаем?» - знакомство с выборочным изложением, «Учимся рассуждать» - знакомство с построением рассуждения, понятие «рассуждение-обьяснение», «рассуждение- размышление», обучение построению рассуждений, «И снова о главном работнике в языке – слове» - сжатое изложение, знакомство с синонимами и антонимами, омофонами, фразеологическими оборотами; «Размышляем, рассказываем, сочиняем» - учатся строить предложение, чтобы включить его в текст, типы речи, понятие «рассказ», знакомство с текстами-повествованиями, рассуждениями, описаниями и текстами-оценки, использование средств выразительности в речи, вводится термин «сочинение».
2) В учебнике имеются условные обозначения: в голубом прямоугольнике написаны правила, в розовом – важные сведения, желтый квадратик обозначает, что надо порассуждать над вопросом.
3) Знакомство с различными формами речи, построение словосочетаний, построение несложного рассуждения, способы выражения собственного мнения, составление изложений, включение в изложение собственного мнения, знакомство с сжатым изложением, знакомство с объявлением, дневниковой записью, рассказом, сказкой, написание сочинения.
4) Тестовый материал учебника включает отрывки их художественных произведений русских писателей Ю. Алешковского, Н. Сладкого п. Ершова, В. Бианки, Э.Успенского, С. Прокофьевой, Г. Скребицокой, стихотворений А.С Пушкина, встречаются элементы деловой переписки.
5) Имеются рисунки, иллюстрирующие тексты учебника. Они поясняют содержание текста или дополняют его. Также имеются иллюстрации, по которым надо составить рассказ. Такие рисунки служат целям развития связной речи школьников, пополнения их словарного запаса.
6) В учебнике имеются памятки, выделены словарные слова.
7) Формирует речевой этикет за счет
обучения общению в устной и письменной форме, в том числе понимания мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою мысль.
8) В учебнике есть упражнения на составление диалога, написание рассказа, написание изложения, написание сочинения, ответы на вопросы. В достаточном объеме. 1) «Наша речь и наш язык» - что такое речь и язык, что такое текстов, что такое предложение и словосочетание, виды предложений; «Слово в языке и речи» - определение лексического значения слов, что такое синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы; «Имя прилагательное» - роль имени прилагательного в языке, знакомство с эпитетами; «Личные местоимения» - роль местоимений в речи; «Глагол» - роль глагола в речи.
2) Круг с совой – сведения о языке, круг с вопросом – высказываем свое мнение, круг с пером – развиваем свою речь, круг с 2 звездами – работаем в парах.
3) Знакомство с речью, текстом, предложением, словом, словосочетанием, типами текстов, видами предложений.
4) В учебнике использованы стихотворения, пословицы, загадки, высказывания, скороговорки, сказки, тексты художественного и научного жанра, объявления.
5) Имеется большое количество рисунков, иллюстрирующих тексты учебника. Они поясняют содержание текста или дополняют его. Предлагается рассмотреть рисунки, определить тему рисунков и ответить на вопросы, составить рассказ по рисункам. Имеется картинная галерея в конце учебника.
6) В учебнике имеются схемы, по которым надо составить речевое правило, имеются странички для любознательных: о происхождении слов.
7) Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности закладывают основы для овладения устной и письменной формой языка, культурой речи. Вводится понятие «хорошая речь», также большое внимание уделяется вежливым словам (например, найти вежливые слова в тексте).Вводится понятие «волшебные слова»: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности и извинения. Имеется рубрика «Говорите правильно».
8) Подготовить сообщение на заданную тему, составление текста, определить тему и главную мысль текста, составить план по тексту, написание изложения и сочинения по заданной теме, определить тип текста, дать обозначения слов, словосочетаний, устойчивых выражений, составить предложения из словосочетаний, составить из слов пословицы, сравнить тексты, угадать название произведения и автора по отрывку, объяснить название рассказа, прочитать выразительно.