Фрагмент для ознакомления
2
Общая характеристика памятников додинастического и раннединастического периода
Додинастический и раннединастический периоды в истории Египта это время, которое мы не можем обозначить с точностью до года или десятилетия, но условно подразделяем таким образом: додинастический период занимает временной этап до объединения Верхнего и Нижнего Египта, т.е. примерно до 3200 г., за ним следует раннединастический период – время правления I и II династии. Это время так же порой называют архаическим периодом [1, 23].
Уже в период додинастического Египта мы отмечаем существование гончарного дела и ткацких техник. Работа с металлом в это время освоена еще довольно плохо, но первые металлические изделия уже начинают появляться в обиходе.
Развитие общества и культуры подталкивается особенностями землевладения. Освоение новых участков земли провоцирует потребность в рабочей силе и подталкивает развитие рабовладения и классового расслоения.
Судить о развитии искусства в додинастический период мы можем по материалам раскопок, которые являются достаточно специфическими. До наших времен не сохранились в своем исконном виде жилища этого периода, поэтому мы говорим о его архитектуре, опираясь на рисунки, модели, найденные в захоронениях, иероглифические тексты [3, 18].
Слабая сохранность построек должна быть связана с используемыми для строительства материалами: это тростник и глина для создания кирпича, а также местные породы дерева.
Известно, что уже в конце неолитического периода из глины стал и ручным способом выделывать кирпич-сырец. Формованный кирпич появился не ранее конца додинастического периода. Его изобретение позволило ввести в строительство новые приемы, например, ложные своды и лестницы, встречающиеся в некоторых погребениях периода II культуры (додинастический период) [1, 200].
Аналогично не сохранились до нынешних дней и строительные инструменты, но мы можем выдвинуть предположение, что одним из основных орудий при сооружении глинобитных стен служила мотыга.
Более ясную картину типа древнейших поселений дают раскопки в разных местах Нижнего и Среднего Египта (Хелуан, Фаюм, Меримде-Бени-Саламе, Тук). Наиболее типично поселение, открытое недавно в Западной Дельте, около местечка Меримда-Бени-Саламе [4, 170].
Реконструируя тип архитектурного сооружения данной местности, мы получаем такое о нем представление: это овальное строение, предположительно с глинобитным полом, построенное из необожжённых, высушенных на солнце кирпичей, вход расположен на некотором возвышении, в пол вмонтирована емкость для стока воды, а крыша выполнена как тростниковый щит, обмазанный глиной (схема жилища рис. 1).
Рисунок 1. Схема и глиняная модель жилого дома Меримда-Бени-Саламе
Интересно отметить, что в этот временной период овальную форму имеют и дома, и захоронения.
Жилища более позднего периода (II додинастическая культура) начинают укрепляться глинобитными стенами с выступами на них. Здесь мы уже видим появление наклонной архитектуры, что характерно для всей Египетской архитектуры в дальнейшем. Эта традиция продиктована используемыми материалами – глинобитные стены требовали снижения нагрузки для своей устойчивости.
Повышения стелл в углах – это декоративный элемент, который используется и по сей день в архитектуре Северной Африки. В этот же временной период широко используются циновки для завешивания входного прохода, этот прием, уже как чисто декоративный мотив, сохранился в каменных «ложных дверях» в «мастаба» исторического периода.
Целый ряд изображений на цилиндрах-печатях и на табличках слоновой кости времен поздней додинастики и первых династий дает возможность восстановить тип древнейших культовых построек.
Для их построения также использовалось дерево и тростник, как для жилых помещений. Они были отделены от остальной жилой территории оградой, но при этом имели большой открытый двор. Предмет культа обычно помещался именно во дворе, в его центре.
Формы таких легких, деревянных или тростниковых, культовых сооружений сохранились до позднего времени, и их пережитки встречались в каменном строительстве III династии, например, в культовых сооружениях при ступенчатой пирамиде Джосера.
Время формирования рабовладельческого строя ознаменовано борьбой за земли и междуусобицами, что спровоцировало необходимость в оборонных сооружениях: архитектура их формировалась в том же «наклонном» стиле, они представляли собой круглые башни с зубцами и парапетом, взойти на которые можно было только по приставной лестнице [5, 13].
В додинастический период обретает силу власти фараона – в религиозном культе он занимает место носителя магической силы богов, пришедшего на землю. Архитектура и изобразительное искусство стараются передать специфические черты этого религиозного культа, в частности уделявшего огромное внимание загробной жизни.
Заупокойный культ в целом сыграл большую роль в египетском искусстве вообще и в архитектуре. Место погребения ассоциируется с посмертным жилищем человека, поэтому и строится по типу жилища – сперва овальной формы, по мере приближения к раннединастическому периоду традиция приходит к прямоугольной форме (рис. 2).
Рисунок 2. Рельеф додинастического периода с изображением мемориальной стеллы и реконструкция помещения гробницы
Мы можем говорить о том, что древнеегипетский стиль в искусстве и архитектуре еще не сложился – ни в додинастическом, ни в раннединастическом периоде – но были заложены некоторые фундаментальные черты, на которые он в дальнейшем будет опираться: монументальность и стремление к прочности, наклонная постановка стен, как ранее было сказано, обусловленная хрупкостью материалов [6, 89].
При переходе к строительству из камня отпадет фактическая необходимость в наклонной архитектуре, поскольку камень может выдерживать в разы большие нагрузки, но этот метод постройки сохранится, поскольку успел стать традицией.
Раннединастическим царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н. э. единого государства. В это время в долине Нила уже сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация свободных людей. Население было объединено в сельские общины. Во главе государства стоял фараон.
Архитектура жилых построек бедного населения в этом периоде практически не меняется по сравнению с предшествующим. Богатые слои населения имели дома больших размеров, обнесенные стеной из кирпича-сырца. Перед входом сооружали навес.
В Таркхане в гробнице Раннего царства был найден деревянный саркофаг, по форме повторяющий жилой дом богатого общинника этого времени. Его стенки имеют остов из бревен, к которым прикреплены доски; покатое перекрытие завершается карнизом. Обстановка домов, судя по найденным в погребениях предметам, была простой: невысокая деревянная кровать с опорами в виде бычьих ног (рис. 3), табурет, плетеные корзины для одежды.
Рисунок 3. Кровать раннединастического периода
Жилища фараонов Раннего царства, которые условно могут быть названы дворцами, возводились из бревен. Представление о таком дворце дает найденное в Абидосе изображение на стелле фараона I династии Джета. Основу здания составляют вертикально врытые в землю бревна, к которым прикреплены бревна горизонтальные. Входы во дворец располагались в нишах. Простые по своей архитектуре, дворцы фараонов Раннего царства имели строгий и внушительный вид [1, 275].
Культовые сооружения, согласно древней традиции, в течение долгого времени делали из тростниковых циновок, укрепленных на тростниковой или деревянной основе. Искусство плетения в Египте во времена Раннего царства достигло высокого мастерства.
В последующие периоды при сооружении культовых построек из камня для декора здания использовали орнамент, воспроизводящий некоторые основные конструктивные приемы построения древнейших тростниковых святилищ и деревянных дворцов.
На юге гробницы представляют собой однокамерные склепы шириной 10 м, длиной 11 – 12 м, с ровными стенами. Под землей строилось сооружение из кирпича, состоящее из нескольких комнат, в центральной, самой большой из них помещалось тело. Другие комнаты использовались для хранения вещей покойного. По сути, эти гробницы были чем-то вроде землянок, вырытых ниже уровня земли, сверху которых строилось покрашенное в белый цвет сооружение из обожженного кирпича [3, 178].
Его называют мастаба; это прямоугольник с плоской крышей и слегка наклонными стенами. Могилы обшивались деревом, кирпичом или камнем; тела заворачивались в ткань или помещались в гробы.
Наиболее крупной гробницей знатного вельможи Раннего царства, превосходящей по величине даже царские погребения, является мастаба визиря Хемаки, воздвигнутая в Саккаре при фараоне I династии Депе. Ее длина 57,3 м при ширине 26 м; размеры погребальной камеры — 7,7 м в длину и 4,8 м в ширину (рис. 4).
Внутри гробницы размещались две подземные и четыре наземные кладовые, четко и умело распланированные и богато декорированные. Снаружи мастаба Хемаки была окружена стеной с выступами. От мастабы теперь мало что сохранилось, но некогда она, как и многие мастабы Саккарского некрополя, имела внушительный вид: строгие формы гробницы, расчлененные разноцветными выступами и нишами, четко выделялись на фоне светло-коричневых скал, желтых песков пустыни и синего египетского неба.
Рисунок 4. Саккара. Большая гробница I династии. Конструкция погребальной шахты
Гробницы фараонов Раннего царства достигали значительных размеров. Гробница фараона I династии Гора-Аха имела площадь в 561 м. Под землей было расположено 5 камер, а над землей – 27 помещений. Гробница царя I династии Джета была еще больших размеров, ее площадь равнялась 672,5 м.
Культ смерти и внимание к захоронениям подталкивают развитие изобразительного искусства в это период. Гробницы внутри были богато украшены росписью. Покрывавший их узор напоминал циновки, сплетенные из красных, синих, белых и черных прутьев. Среди гробниц Раннего царства особенно выделяется гробница фараона I династии Джета, обшитая внутри досками с узором из листового золота.
Самая интересная находка этой гробницы – четыре драгоценных браслета из золота, бирюзы, аметиста и лазурита на костях человеческой руки. Грабители могил взломали гроб еще в глубокой древности и оторвали руку вместе с драгоценностями. Но что-то им помешало в разгаре работы, и им пришлось бежать, спасая свою жизнь. При этом один из них засунул мумифицированную руку в трещину в камнях, рассчитывая спокойно вернуться за ней позже.
Мы имеем право предположить, что древние «жандармы» схватили этого грабителя, ибо он так и не вернулся за добычей. Ныне украшения находятся в музее Каира, в то время как остатки руки остались без исследования и пропали.
Скромные размеры их гробниц, наподобие казарм, располагавшихся вокруг сооружений царского погребального комплекса и заупокойный инвентарь выдавали их положение в обществе и род занятий: гончар с его орудиями труда и готовыми сосудами, резчик по камню с вазами и медными инструментами, художник с красками и корабел с моделями судов должны были и в потустороннем мире служить своему властителю, так же как они служили ему на земле [2, 13].
Даже провинциальных властителей сопровождали в загробный мир несколько слуг, погребенных рядом с их мастабами, а также домашние животные: встречаются захоронения ослов, а в одном случае, в Гелуане, с покойником была, по-видимому, погребена часть верблюжьей туши. Впрочем, со временем массовые жертвоприношения при похоронах фараонов прекратились.
Древнейшие египетские иероглифы менее упрощены, чем аналогичные пиктограммы Шумера и Элама, поэтому в них легче распознать изображения тех или иных предметов. Однако даже в документах эпохи «нулевой династии» они уже сильно стилизованы и имеют условные значения идеограмм.
Внешнюю форму знаков писцы могли заимствовать из условных изображений в глиптическом и графическом искусстве, уже выработанных резчиками по слоновой кости и орнаментаторами ваз.
В этом случае образцом для подражания могло являться символическое использование различных изображений и эмблем номов, служивших для условного обозначения страны и ее населения. И действительно, письмена в древнейших сохранившихся до нас документах носят в высшей степени рисуночный характер.
Среди изделий столяров, имеющих теперь в своем распоряжении инструменты из меди, достаточно упомянуть кушеткообразные ложа с прекрасными резными ножками в виде ног быка – вид мебели, датируемый ещё эпохой «нулевой династии».